Персонально ваша. Кардиохирурги научились планировать операцию индивидуально для каждого пациента

Весна в новосибирском Национальном медицинском исследовательском центре им. академика Е.Н.Мешалкина выдалась урожайной на уникальные операции. Впервые в отечественной медицинской практике хирурги провели 21-летней пациентке технически сложную операцию по замене пораженного аортального клапана аутографтом — собственным клапаном легочной артерии, причем через мини-доступ — отверстие размером в 6 сантиметров. На данный момент в мире известно всего о двух случаях столь сложного хирургического вмешательства.

Дело в том, что процедура Росса — замена пораженного аортального клапана на идентичный по строению и физиологии клапан легочной артерии пациента — не получила широкого распространения в кардиохирургии из-за сложности самой операции и узкого спектра показаний к ней. Но в случае, о котором идет речь, у пациентки наблюдалась редкая врожденная аномалия сердца — одностворчатый аортальный клапан. Причем в детстве и ранней юности симптомы порока не проявлялись. Однако с течением времени нарастающий стеноз аортального клапана (частичное сужение просвета) провоцировал затруднение оттока крови в аорту, снабжающую весь организм. При таком сужении клапанного отверстия больные страдают одышкой, головокружениями, обмороками, отеками нижних конечностей, плохо переносят нагрузку, их мучают приступы удушья.

«Пациентке было показано протезирование пораженного аортального клапана сердца, — комментирует директор Института патологии кровообращения НМИЦ им. Е.Н.Мешалкина Александр Богачев-Прокофьев. — Однако существующие механические и биологические протезы, к сожалению, все еще не соответствуют функциональным и физиологическим параметрам, необходимым для нормальной жизни. Имплантация механического протеза повлияла бы на качество жизни девушки, ограничив ее в физической активности и вынудив пожизненно принимать антикоагулянты. Учитывая молодой возраст пациентки и возможную в будущем беременность, мы решили выполнить процедуру Росса. Аутографт отличается хорошими гемодинамическими характеристиками, функционирует в течение длительного времени, устойчив к инфекции. К тому же после операции не возникает риска тромбоэмболических осложнений, и, следовательно, пациент не нуждается в антикоагулянтной терапии и может вернуться к полноценной жизни. В ходе вмешательства мы забрали собственный легочный клапан пациентки, погрузили его в синтетический сосудистый протез для профилактики расширения корня аорты и имплантировали на место пораженного аортального клапана сердца. А вместо легочного клапана имплантировали гомографт (специально обработанный имплант, забранный у донора). Весь объем вмешательства выполнили через мини-доступ в 6 см, что стало щадящей альтернативой стандартному срединному доступу, предусматривающему рассечение грудины от 18 до 20 см».

Вышеупомянутые недостатки отечественных и зарубежных протезов стимулировали научные исследования сотрудников НМИЦ, получившие гранты РНФ. В частности, поддержку получил проект группы под руководством генерального директора НМИЦ им. академика Е.Н.Мешалкина члена-корреспондента РАН Александра Чернявского по созданию нового оригинального гибридного протеза грудной аорты. А проект детского кардиохирурга Ильи Сойнова и его коллег должен решить проблему импортозамещения.

По статистике НМИЦ, бóльшая часть пациентов детских кардиохирургов страдает от сложных пороков сердца, требующих протезирования пути оттока крови из правого желудочка в легочную артерию. До сих пор такие операции выполняли на открытом сердце в условиях искусственного кровообращения, что сопряжено с риском осложнений. Альтернативой стали эндоваскулярные методы протезирования клапана легочной артерии. Протез доставляют к пораженному участку артерии через кровеносный сосуд с помощью катетера. Так можно избежать осложнений, связанных с открытым вмешательством, и сократить срок пребывания пациента в стационаре до 2-3 дней. Однако, несмотря на высокую потребность в протезах клапанов легочной артерии для транскатетерной имплантации, отечественных аналогов таких изделий не существует, а применение зарубежных ограничено рядом конструктивных недостатков. При поддержке Российского научного фонда ученые Центра Мешалкина создают не имеющий аналогов в мире искусственный клапан сердца для детской кардиохирургии. Хирурги и исследовательский коллектив лаборатории биопротезирования НМИЦ им. Е.Н.Мешалкина уже начали разработку самораскрывающегося протеза клапана легочной артерии для транскатетерной имплантации. Конструктивно он весьма сложен: представляет собой самораскрывающийся каркас из нитинола с фиксированным створчатым аппаратом из биологического материала ксеноперикарда, прошедшего антикальциевую обработку. Стоит подчеркнуть: система доставки первого отечественного клапана к сердцу в несколько раз миниатюрнее, чем у зарубежных аналогов, что дает возможность имплантировать протез детям весом менее 30 кг.

Другая уникальная операция, тоже первая в отечественной практике, была связана с избавлением от нарушений ритма сердца пациента с аномалией развития сердечно-сосудистой системы. Мужчина 58 лет страдал фибрилляцией предсердий. В случае такой патологии нерегулярные сокращения предсердий хаотично передаются на желудочки сердца и вызывают одышку, ощущение учащенного сердцебиения, общую слабость и повышенную утомляемость, дискомфорт в грудной клетке.

В стандартной ситуации аритмию лечат с помощью радиочастотной абляции: специальные катетеры заводят в полость сердца через бедренную вену, а доступ в левое предсердие, где осуществляют радиочастотное воздействие, выполняют через пункцию межпредсердной перегородки. Но в данном случае выполнить традиционное вмешательство не представлялось возможным: у пациента была врожденная аномалия сердечно-сосудистой системы — межпредсердная перегородка состояла из двух частей. Единственным способом проникновения в левые отделы сердца стал доступ через главный артериальный сосуд — аорту. Через бедренную артерию хирурги завели катетеры в аорту, затем через аортальный клапан сердца — в левое предсердие, где купировали очаги патологической электрической активности. Вмешательство выполнили с помощью роботизированной навигационной системы.

И в данной области развитию высокотехнологичной медицины способствуют научные исследования. В рамках еще одного проекта Российского научного фонда коллектив под руководством заместителя директора НМИЦ по научной работе Александра Романова изучает механизмы дисфункции автономной нервной системы при нарушениях ритма сердца. Ученые разработали эффективный метод визуализации автономной нервной системы с помощью гаммасцинтиграфии и компьютерной томографии, совмещенных с трехмерной реконструкцией внутренней поверхности левого предсердия. Технология позволяет планировать тактику оперативного вмешательства индивидуально для каждого пациента. Благодаря методике хирург может точечно воздействовать радиочастотами на области патологической активности автономной нервной системы. Промежуточные результаты исследования показывают, что при стандартной методике эффективность лечения пароксизмальной формы фибрилляции предсердий достигает 70%, с применением новой технологии — 87%. Это позволяет говорить о первом мировом опыте персонифицированного лечения фибрилляции предсердий.

Ольга КОЛЕСОВА

Фото предоставлено пресс-службой НМИЦ им. академика Е.Н.Мешалкина

Нет комментариев