Новая эра в онкологии. ИТМО создаёт ДНК-нанороботов для борьбы с раком

Ученые ИТМО разработали уникальную ДНК-конструкцию, которая может отличать раковые клетки от здоровых по концентрации маркеров и расщеплять РНК генов, приводя раковые клетки к гибели. Это открытие обещает сделать таргетную терапию рака более точной, эффективной и безопасной.

Исследователи ИТМО создали искусственно синтезированную ДНК-конструкцию, способную активироваться только в раковых клетках с высоким количеством онкомаркеров. Эта технология использует антисмысловые олигонуклеотиды, которые позволяют определить наличие онкомаркеров и запускать терапию только в случае их обнаружения.

«Нам удалось изменить ее одноцепочную структуру и получить логические вентили, добавив функции распознавания онкомаркеров.»

• Валерия Сергеевна Дрозд, аспирант химико-биологического кластера ИТМО

Разработанная технология позволяет сделать таргетную терапию рака не только более безопасной и точной, но и персонализированной. Специалисты могут исследовать клетки конкретного пациента и подобрать специально для него ДНК-конструкцию, которая будет эффективно бороться с его онкологическим заболеванием.

«Эта технология — часть большого проекта по разработке ДНК-наноробота, и мы создали лишь часть — модуль компьютирования, который может оперировать различными онкомаркерами.»

• Валерия Сергеевна Дрозд, аспирант химико-биологического кластера ИТМО

В будущем собранный из нескольких таких модулей ДНК-наноробот сможет автоматически доставлять терапевтический агент в раковые клетки, распознавать онкомаркеры, считывать их концентрацию и воздействовать на раковые клетки, приводя их к гибели. Эта технология обещает революционизировать подход к лечению онкологических заболеваний, делая терапию более точной и безопасной для пациентов.