Искусственный подсластитель аспартам может вызывать рак, согласно новому исследованию

Исследовательское подразделение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), занимающееся изучением рака, отнесло низкокалорийный подсластитель аспартам к категории «возможно канцерогенных».

Международное агентство по изучению рака (МАИР) в Лионе (Франция) заявило, что его решение, объявленное 14 июля, было основано на ограниченных данных о раке печени, полученных в исследованиях на людях и грызунах.

Однако Объединенный экспертный комитет ФАО/ВОЗ по пищевым добавкам (JECFA) заявил, что рекомендуемые суточные нормы потребления этого подсластителя, содержащегося в тысячах продуктов питания и напитков, не изменятся.

На пресс-конференции 12 июля в Женеве (Швейцария) директор Департамента питания и безопасности пищевых продуктов ВОЗ Франческо Бранка заявил:

«Не было получено убедительных доказательств того, что аспартам оказывает неблагоприятное воздействие после приема внутрь в пределах норм, установленных предыдущим комитетом».

Новая классификация «на самом деле не должна восприниматься как прямое заявление, указывающее на опасность возникновения рака при употреблении аспартама», — заявила на пресс-конференции Мэри Шубауэр-Бериган, исполняющая обязанности руководителя программы монографий МАИР. «Это скорее призыв к исследовательскому сообществу попытаться лучше прояснить и понять канцерогенную опасность, которую может представлять или не представлять потребление аспартама».

К другим веществам, отнесенным к категории «возможно канцерогенных», относятся экстракты алоэ вера, традиционные азиатские маринованные овощи, некоторые виды автомобильного топлива и некоторые химические вещества, используемые в химчистке, столярном деле и полиграфии. МАИР также классифицирует красное мясо как «вероятно канцерогенное», а полуфабрикаты — как «канцерогенные».

Сладкая наука

Аспартам в 200 раз слаще сахара и используется более чем в 6 тыс. продуктов по всему миру, включая диетические напитки, жевательную резинку, зубную пасту и жевательные витамины. В 1974 г. Управление по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) одобрило его в качестве подсластителя, а в 1981 г. JECFA установила допустимую суточную норму (ADI) в 40 миллиграммов на килограмм массы тела. Для обычного взрослого человека это составляет около 2800 миллиграммов в день, что эквивалентно 9-14 банкам диетических безалкогольных напитков.

За последние четыре десятилетия искусственный подсластитель неоднократно становился предметом споров, связанных с повышенным риском развития рака и другими проблемами со здоровьем. Однако повторные оценки, проведенные FDA и Европейским управлением по безопасности пищевых продуктов (EFSA), не выявили достаточных доказательств для снижения ADI.

В 2019 году консультативная группа МАИР рекомендовала провести высокоприоритетную оценку ряда веществ, включая аспартам, на основе новых научных данных. Доказательства взаимосвязи между аспартамом и раком печени получены МАИР на основании трех исследований, в которых изучалось потребление напитков с искусственными подсластителями.

В одном из них, опубликованном в 2014 г. в Интернете, за 477 206 участниками из 10 европейских стран в течение более 11 лет наблюдали и показали, что потребление сладких безалкогольных напитков, в том числе содержащих аспартам, связано с повышенным риском развития одного из видов рака печени, называемого гепатоцеллюлярной карциномой. В исследовании 2022 года, проведенном в США, было показано, что потребление искусственно подслащенных напитков связано с раком печени у людей, страдающих диабетом. Третье исследование, в котором приняли участие 934 777 человек в США в период с 1982 по 2016 год, выявило повышенный риск развития рака поджелудочной железы у мужчин и женщин, употреблявших напитки с искусственными подсластителями.

В этих исследованиях употребление искусственно подслащенных напитков использовалось в качестве косвенного показателя воздействия аспартама. По словам Матильды Тувье, эпидемиолога из Французского национального института здравоохранения и медицинских исследований в Париже, такие косвенные показатели достаточно надежны, но не всегда позволяют точно определить уровень потребления.

Тувье является соавтором другого исследования, включенного в оценку МАИР, в котором рассматривалось потребление аспартама из различных пищевых источников, включая безалкогольные напитки, молочные продукты и таблетированные подсластители. Исследование показало, что среди 102 865 взрослых жителей Франции люди, потреблявшие большее количество аспартама (но меньше рекомендованного ADI), имели повышенный риск развития рака молочной железы и рака, связанного с ожирением.

Исследование показало «статистически значимое повышение риска, подтвержденное многими методами анализа», — говорит Тувье. Однако «для исследования рака печени на данный момент недостаточно статистических данных».

Не всегда достоверно

JECFA также проанализировала исследования, связывающие употребление аспартама с развитием рака печени, молочной железы и крови, но отметила, что полученные результаты не всегда совпадают. Исследования имели ограничения по структуре, не позволяли исключить сопутствующие факторы или опирались на самоотчеты о ежедневном потреблении аспартама.

«Учет потребления не всегда является наиболее надежным методом. Мы принимаем аспартам не только как отдельный компонент. Он является частью комплекса химических соединений и других веществ, — говорит Уильям Дахут, главный научный сотрудник Американского онкологического общества, расположенного в Бетесде, штат Мэриленд.

В организме подсластитель распадается на три метаболита: фенилаланин, аспаргиновую кислоту и метанол. «Эти три молекулы обнаруживаются также при употреблении других продуктов питания и напитков, — говорит Бранка.

Это делает невозможным обнаружение аспартама при анализе крови. «Это ограничивает наши возможности в понимании его воздействия».

Метанол является потенциально канцерогенным веществом, поскольку при его метаболизме образуется муравьиная кислота, которая может повреждать ДНК.

«Если вы получаете достаточное количество метанола, он повреждает печень, и возникает риск развития рака печени», — говорит Пол Фароа, онкологический эпидемиолог из медицинского центра Cedars-Sinai в Лос-Анджелесе.

Но количество метанола, образующегося при распаде аспартама, ничтожно мало, добавляет он.

Необходимы дополнительные исследования для изучения влияния аспартама на метаболические процессы, а также его связи с другими заболеваниями, считают в МАИР. «Это исследование также внесет новые факты в общую картину», — добавляет Тувье.

Нет комментариев