Есть надежда. Вакцина на основе мРНК показала многообещающие результаты в борьбе с глиобластомой

С подробностями — SciTechDaily.
Новая противораковая мРНК-овая вакцина нацеливает иммунную систему на глиобластому, наиболее агрессивную форму опухоли головного мозга. Создатели вакцины, детские онкологи из Университета Флориды (University of Florida), испытали ее на четырех взрослых пациентах с этим смертельным заболеванием.
Результаты опубликованы в журнале Cell, и они совпали с теми, что были получены ранее на 10 собаках с неизлечимыми опухолями мозга. Это достижение представляет потенциально новый путь вовлечения иммунной системы в борьбу с устойчивыми к лечению формами рака с использованием технологии мРНК и липидных наночастиц.
Подход подобен тому, что применялся для иммунизации от COVID-19, но есть два ключевых различия: описываемая противораковая вакцина персонализирована, потому что она создается из клеток опухоли самого пациента, и для ее доставки в организм придуман новый механизм. «Вместо того чтобы вводить одну липидную частицу с заключенным в нее фрагментом мРНК, мы вводим кластер частиц, которые обернуты друг вокруг друга как слои в луковице», — поясняет руководитель исследования онкогематолог из Университета Флориды Илайес Сэйор (Elias Sayour).
Такие кластеры должны быть более сильным сигналом для иммунной системы, чем отдельные частицы. Самым впечатляющим, по словам Сэйора, было то, как быстро это сработало при внутривенном введении. Иммунный ответ у испытуемых развился меньше чем за 48 часов.
Основой для создания вакцины служила матричная РНК, или мРНК, выделенная из опухоли каждого пациента, удаленной хирургическим путем.
Такая РНК отражает активность всех генов, присутствующих в опухолевых клетках. Молекулу многократно размножили и обернули в биосовместимые липидные наночастицы, которые при введении в организм распознавались как патоген и стимулировали иммунный ответ.
Поскольку в каждом случае исходным материалом служила РНК из индивидуальной опухоли, ученые ожидали, что такая персонализация вакцины вызовет уникальный для каждой иммунной системы ответ и он будет максимально сильным из возможных.
Клинический эффект вакцины оценивать пока слишком рано, а проявиться он может либо в продлении ремиссии, либо в продлении жизни с заболеванием. Десять вакцинированных собак с раком мозга прожили в среднем по 139 дней, тогда как обычно в таком состоянии выживаемость не превышает 60 дней.