Жжет светило. Наблюдения космического аппарата Solar Orbiter могут объяснить запредельную температуру солнечной короны

В марте прошлого года, спустя несколько месяцев с начала штатного полета орбитального автоматического исследователя Солнца аппарата Solar Orbiter (проект Европейского космического агентства и NASA), установленная на его борту система построения изображения в глубоком ультрафиолете Extreme Ultraviolet Imager получила данные, впервые показавшие, что магнитное пересоединение в крохотных масштабах происходит на нашем светиле постоянно. При этом магнитное поле меняет свою конфигурацию на более стабильную. Это фундаментальный механизм выброса энергии в перегретых газах, обеспечивающий, как предполагается, крупные солнечные вспышки и определяющий космическую погоду. Кроме того, масштабное магнитное пересоединение — главная гипотетическая причина загадочной раскаленности внешней атмосферы Солнца, называемой короной, которая намного горячее, чем поверхность звезды. В то время как как температура поверхности около 5500°C, корона — разреженный газ — нагревается до
2 миллионов градусов. Как Солнце передает энергию своей атмосфере, чтобы она раскалилась до такой немыслимой температуры, оставалось загадкой.

Прежде магнитное пересоединение регистрировали во время крупномасштабных солнечных явлений взрывного характера. Новые результаты, опубликованные в Nature Communications, представляют собой наблюдения со сверхвысоким разрешением постоянных маломасштабных — 390 км в поперечнике — пересоединений в короне. Явление, зарегистрированное 3 марта прошлого года, происходило на протяжении часа. Температуры вокруг точки магнитного поля, где его интенсивность падает до нуля, самоподдерживались на уровне 10 миллионов °C, и это генерировало отток вещества, который в форме отдельных сгустков удалялся от нулевой точки со скоростью 80 км/сек. Но кроме этого непрерывного потока у нулевой точки имел место и взрывной эпизод, который длился четыре минуты. Результаты наблюдения Solar Orbiter показывают, что магнитное пересоединение в масштабах, которые ранее были слишком малы, чтобы их можно было разглядеть, постоянно происходит как мягким, так и взрывным образом. Это открытие означает, что пересоединение может постоянно передавать массу и энергию вышележащей короне, способствуя ее нагреву.