Согревает длинный нос. В новом исследовании оценено влияние неандертальской ДНК на развитие современного человека

Недавние открытия генетиков показали, что неандертальские варианты генов составляют от 1% до 4% генома современных людей, чьи предки мигрировали из Африки. Но до сих пор оставался открытым вопрос о степени влияния таких генов на развитие и функции человеческого организма сегодня. Группа исследователей из разных научных центров США разработала новый набор инструментов вычислительной генетики для выявления генетических эффектов скрещивания людей неафриканского происхождения с неандертальцами, которое происходило около 50 000 лет назад. Попадание в генетический пул человека современного анатомического облика генных вариантов неандертальцев могло помочь древним выходцам из Африки, оказавшимся в новой для них окружающей среде, пережить холодный европейский климат. К примеру, характерная для неафриканских людей удлиненная форма носа, позволяющая согревать попадающий извне воздух, а также особенности ответа нашей иммунной системы на простудные заболевания — от неандертальцев.

В новом исследовании, которое публикует журнал eLife, группа ученых из нескольких научных центров США детально изучила генетическую базу данных UK Biobank, в которой содержится информация о почти 300 000 британцев неафриканского происхождения. По результатам анализа, свыше 235 000 генетических вариантов, зарегистрированных в этой базе, с большой вероятностью имеют неандертальское происхождение. Из них 4303 варианта играют ключевую роль в формировании у современного человека 47 отдельных признаков, среди которых — скорость сжигания калорий или природный иммунитет к определенным заболеваниям. И хотя влияние на иммунную систему оказывают многие из определяемых неандертальскими генами признаков, новое исследование показывает, что в итоге преимущество в последующих поколениях имели генные варианты человека современного анатомического облика.

Примененные авторами более точные статистические и вычислительные методы позволили сфокусироваться на вариантах, которые могут быть приписаны именно неандертальцам. По словам руководителя исследования Срирама Санкарарамана из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которые приводит Technology Networks, полученные данные помогут заполнить пробелы, с которыми сталкиваются те, кто изучают эволюцию человека и кому интересно, как скрещивание с архаичными людьми десятки тысяч лет назад все еще формирует биологию многих современных людей.