Петр как первоисточник. Чем удивит новая экспозиция Кунсткамеры

Открытие новой экспозиции «Петровская Кунсткамера» в башне исторического здания Музея антропологии и этнографии РАН станет знаковым событием в череде торжеств, посвященных 350-летию Петра I. Об этом в рамках видеоконференции, организованной ИТАР-ТАСС, рассказал директор музея член-корреспондент РАН Андрей Головнев. Экспозиция откроется 9 июня — в день рождения российского императора, на сайте музея уже запущен обратный отсчет времени. Директор, хранитель фондов Прасковья Копанева и дизайнер проекта Денис Куканов поведали, в чем заключается ее концепция.

Петр I создавал Кунсткамеру как музей-энциклопедию, в котором соединены начала всех наук: от астрономии (знаменитый Готторпский глобус) и анатомии (не менее знаменитый Анатомический театр с коллекцией Рюйша) до истории самопознания России. Пристрастие к науке было частью интеллектуальной политики Петра I, в этом смысле Кунсткамера — памятник самой успешной российской модернизации, академический музей, которому дивилась вся Европа. В здании XVIII века предстоит возродить облик петровской Кунсткамеры как модели мироздания, в центре которой — человек. Изменения затронут два первых этажа башни. В Круглом зале будут представлены экспонаты из ранних коллекций музея, а главными героями экспозиции выступят выдающиеся деятели зарождавшейся российской науки, начиная с самого Петра. В кольцевой галерее второго этажа разместятся предметы, собранные в первых академических экспедициях, ориентированных на Кунсткамеру, и российских кругосветных путешествиях. «Мы воссоздаем то, на что наслоились многие эпохи, и, самое главное, возрождаем новаторский дух Петра», — заявил директор музея.

Посетитель увидит никогда прежде не выставлявшиеся предметы из фондов Кунсткамеры. По крайней мере, один из них показывает, насколько большое внимание Петр I
уделял своему любимому детищу. Это медное ядро, присланное им из-под Дербента для музея, экспонат, связанный с событиями Персидского похода 1722-1723 годов. Как видно, царь не только покупал коллекции за границей, не только издавал указы, способствуя формированию собрания Кунсткамеры, но и заботился о том, чтобы вещи, имеющие непосредственное отношение к вехам российской истории, отправлялись в Петербург. Эти артефакты вместе с рядом других предметов положили начало становлению историко-мемориального фонда музея. В 1730-е годы ядро было зарисовано: акварель стала частью комплекса рисунков с изображениями предметов Кунсткамеры, известного как «нарисованный музей». В том же ряду свидетелей истории — бутылка со шведским порохом, один из трофеев русско-шведской войны 1610-1617 годов, в ходе которой войско неприятеля было отогнано от стен Тихвинского Успенского монастыря.

Особый смысл организаторы придают размещению в рамках экспозиции реплик гипсовой посмертной маски Петра I, выполненной Бартоломео Растрелли 28 января 1725 года, на третьи сутки после смерти императора, и посмертной гипсовой маски шведского короля Карла XII. В противоборстве этих двух монархов, каждый их которых был блестящим полководцем, формировалась государственность России.

Работа над реконструкцией петровской Кунсткамеры не отменяет проведение научных исследований. Как рассказал «Поиску» профессор А.Головнев, лично он продолжит погружение в тему северного измерения в российской политике времен Петра Великого.

Аркадий СОСНОВ

Фото предоставлено Кунсткамерой

Нет комментариев