Ответственность за команду. К разумно определенной цели путь короче

В наши дни конференция профессионалов, да еще с очным участием — праздник. Можно поехать в другой город, увидеть соратников, поговорить, обменяться результатами исследований, поспорить о тех вещах, что обсуждаются только с понимающими людьми. Онлайн-взаимодействие, конечно, — тоже спасение, когда вас пластают ковидные или прочие ограничения, но подлинное человеческое общение — истинная роскошь.

Вот с такими мыслями я смотрела, как в актовый зал Волгоградского государственного технического университета входят и входят участники мультиконференции по проблемам управления. Их было человек пятьсот, не меньше. Неужели тема так всеобъемлюща?

— Безусловно, наука об управлении — универсальная наука. Проблемы управления заботят и авиаторов, и энергетиков, и социологов, и медиков, и губернаторов — всех, кому необходимо добиваться эффективного функционирования крупных, сложных систем технического, промышленного, научного или общественного характера, — уверенно заявил председатель оргкомитета мультиконференции академик РАН Игорь Каляев (на снимке). — Конференция традиционная, сегодня уже 16-я.

— Почему «мульти»?
— Потому что в свой состав она включает сразу несколько локальных конференций по отдельным актуальным направлениям науки об управлении. И я считаю, что это очень правильная форма организации научного общения. В каждой сфере управления есть разные проблемы, но с точки зрения общей теории управления — постановки математической задачи, методологии ее решения, критериев оптимизации — все очень близки друг к другу. Конечно, есть прикладные различия, но они проявляются в основном на стадии практической реализации. Поэтому основная идея мультиконференции как раз и заключается в том, чтобы собрать на одной площадке ученых и специалистов, решающих научные и прикладные задачи управления в различных областях. В этот раз у нас в программе четыре локальные конференции: управление робототехническими и мехатронными системами; управление в распределенных и сетевых системах; управление в аэрокосмических системах; управление перспективными транспортными системами. Обсуждение проблем управления по этим темам идут параллельно друг другу, но пленарные сессии для всей мультиконференции общие. И на них каждая локальная конференция представляет 3-4 ярких доклада, где, перемежаясь, они позволяют слушателям увидеть общую картину и осмыслить общие тенденции развития теории управления и ее приложений. А, как известно, именно на стыках направлений и возникают новые идеи, связи, проекты. Например, вчера, слушая доклад генерального конструктора ФНПЦ «Титан-Баррикады» члена-корреспондента Виктора Александровича Шурыгина, я узнал для себя много нового, возникли идеи, как наши решения приложить к их задачам.

— Откуда столько участников?
— Из 48 городов России, представители более 130 организаций. На первом пленарном в зале одновременно присутствовали 15 академиков и 16 членкоров из 6 отделений РАН, а их в академии, как известно, всего 12. Заявок на участие с докладами поступило порядка 450, процентов 15 мы отсеяли в процессе рецензирования, но более 380 включили в программу. Часть — заочно, а 290 представляются очно. И, что здорово, из них почти треть — от лица аспирантов, магистрантов и даже старшекурсников. Есть что обсуждать.

— А на вас, корифея, что произвело впечатление?
— Все пленарные доклады были очень интересными. Хотелось бы отметить буквально самый первый доклад, который от ГосНИИ авиационных систем представляли академик РАН Сергей Желтков и профессор Юрий Везильтер. В докладе очень подробно были представлены основные тенденции развития искусственного интеллекта на базе нейросетевых технологий и их приложения в авиационных комплексах. Нейронные сети — универсальный инструмент, который может использоваться для широкого класса задач, в том числе человеко-машинного взаимодействия, что позволит существенного повысить надежность таких систем, в частности, снизить риски авиационных катастроф. Например, если самолет по вине пилота выходит на запредельные углы пилотирования, то интеллектуальная система может перехватить управление на себя и спасти от беды. Или еще пример: летит самолет в тумане, и пилот ничего не видит, но при этом интеллектуальная система, используя технологии виртуальной реальности, выводит пилоту на экран картинку, какую он мог бы видеть, если бы не было тумана. Вот именно таким приложениям ИИ в перспективной авиационной технике был посвящен очень интересный доклад генерального директора ЦАГИ члена-корреспондента РАН Кирилла Ивановича Сыпало.
Конечно, это вовсе не говорит о том, что искусственный интеллект в ближайшее время полностью заменит пилота самолета, пока до этого еще не дошло, но к 2030 году такие «интеллектуальные» системы самолетовождения, возможно, уже появятся.

— Сомнительно. Большинство техногенных аварий происходит по вине человеческого фактора. Как раньше говорили, людей со слабой нервной системой.
— В любой человеко-машинной системе есть аппаратно-программная часть, иначе говоря, «железо», а есть еще и человек-оператор. До недавнего времени мы уделяли основное внимание надежности только аппаратно-программной части. Но даже если мы обеспечим стопроцентную надежность «железной» части системы, то еще остается раб божий, и если он не надежен, то и общая надежность всей человеко-машинной системы останется крайне низкой. А для того, чтобы повысить «надежность» человека, нужно уметь оценивать его текущее психофизиологическое состояние и способность выполнять возложенные на него функции. В настоящее время наша группа занимается такими вопросами в рамках научной программы Национального центра физики и математики, который создается в Сарове. Пока в интересах Росатома, которому крайне важно контролировать функциональную работоспособность операторов критической инфраструктуры, например, реакторов атомной станций. Но данные технологии востребованы и в авиации, и на транспорте, т. е. везде, где действия человека могут привести к катастрофическим последствиям.

— Сегодня в нескольких пленарных докладах говорили о взаимодействии роботов и людей, называя такое взаимодействие «коллаборативным». Похоже, робот тоже должен оценивать, с кем он имеет дело?
— Да, если робот и человек взаимодействуют друг с другом при выполнении какого-либо общего задания, то робот должен уметь адаптироваться под действия конкретного человека, а возможно, даже и поправлять его, если человек начинает вести себя неправильно или странно. А для этого робот должен уметь оценивать эмоциональное состояние людей по их речи, интонации голоса, движениям, мимике и т. д., а также выявлять возможные признаки какого-то их неадекватного поведения, чтобы вовремя отреагировать на него или сообщить вышестоящему лицу: принимайте меры, пока не наступили непоправимые последствия. Этому был, в частности, посвящен пленарный доклад профессора Аркадия Семеновича Ющенко из МВТУ им. Н.Э.Баумана. И тут, я считаю, российская наука находится на передовых рубежах в мире. Уже сегодня мы проводим испытания и апробацию систем, которые способны дистанционно и бесконтактно, только по видеоизображению, звуку голоса, данным биорадара и т. д., оценивать психофизиологическое состояние человека. В частности, уже в этом году такую систему мы планируем апробировать в рамках космического эксперимента «Сириус» на имитации длительного космического полета, проводимого Институтом медико-биологических проблем РАН, для того чтобы оценивать психофизиологическое состояние участников эксперимента. Это большая междисциплинарная тема, в которой кроме нас, специалистов в области ИИ, задействованы психологи, физиологи, врачи.

— Обычно вы проводили ваши мультиконференции в Санкт-Петербурге, на базе концерна «Электроприбор», или в Дивноморском на Черном море, чем вызвана смена дислокации?
— В первую очередь логистическими сложностями в Дивноморском. Поэтому я обратился к руководству Волгоградского гостехуниверситета с предложением провести нынешнюю мультиконференцию на их базе и получил полную поддержку. Волгоградский гостехуниверситет — прекрасная площадка для такой конференции. Мало того что коллектив вуза очень гостеприимный, опытный в организации крупных научных форумов, здесь еще работают 7 академиков и членкоров РАН. Не каждый вуз может таким синклитом похвастать. И, что немаловажно, в вузе существует несколько сильных научных школ, работающих в области робототехники и интеллектуального управления. На пленарных заседаниях были представлены интересные доклады представителей ВолГТУ: профессор Евгений Самуилович Брискин рассказал о результатах многолетних исследований его кафедры в области создания шагающих роботов, а молодой доктор наук Максим Щербаков представил доклад о методах оптимального управления транспортом ресурсов в распределенных и сетевых сегментах ТЭК.

— При слове «оптимизация» наш человек чует обман…
— Да, но в том-то и дело, что Максим Щербаков как раз-таки предложил подходы и весьма интересные технические решения по мультиагентному перераспределению ресурсов в ТЭК, которые направлены на снижение вакханального роста тарифов в ЖКХ. А для этого требуется задействовать ресурсы суперкомпьютеров — без них нереально управлять большими сетями. Но об этом надо говорить подробно, так же, как и о докладе членкора Вячеслава Приходько, бывшего ректора МАДИ. Он с коллегами создал лабораторию оценки качества дорожного покрытия на базе микроавтобуса. Используя различные средства съема данных (лазерные дальномеры, радары, фотофиксацию), они собирают информацию о покрытии трасс непосредственно в процессе движения микроавтобуса. А Росавтодор изготовил аналогичную на платформе 21-метрового «КамАЗа». Двигаясь по автотрассам, эти лаборатории в режиме реального времени способны оценивать и принимать заключение о качестве дорожного покрытия: пора его ремонтировать или еще послужит? Безусловно, эти работы имеют отличную практическую перспективу, поскольку их результаты очень востребованы в экономике страны.

Елизавета ПОНАРИНА

 

Нет комментариев