НОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ОТВЕТСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА. Дмитрий МАРКОВИЧ

Введение

Почему я пошел на выборы

Я прошел путь, типичный для российского и тем более сибирского ученого. От школьника из заполярной глубинки через университет и аспирантуру, через один из крупнейших институтов Сибирского отделения РАН в Новосибирском Академгородке — месте научной силы и широчайшей междисциплинарности. С одной стороны, я видел на этом пути самоотверженный и вдохновенный труд ученых, блестящие открытия, многочисленные реализованные проекты. С другой стороны, накапливался багаж окружавших меня проблем, которые я как исследователь не мог не систематизировать и не анализировать.

Вместе со многими моими коллегами я не мог не задумываться над тем, «как нам обустроить» Академию наук и весь «сектор знаний» страны, какие ошибки необходимо исправлять и какие полезные нововведения реализовывать. Предложение баллотироваться в президенты РАН стало триггером, активизировавшим работу мысли в этом направлении и соответствующие обсуждения.

Накопленный исследовательский и административный опыт, внутреннее понимание ситуации позволяют мне построить общую картину необходимых изменений как во внутренней жизни академии, так и в ее внешних взаимосвязях и функциях.

Я уверен в том, что с помощью сильной двухуровневой (руководство + аппарат) управленческой команды РАН при активном участии большинства членов академии мы сможем осуществить задуманное.

Мои приоритеты

  1. Российская академия наук должна стать по-настоящему встроенным в государственную систему центром формирования научно-технологической политики и национальной стратегии развития.
  2. Академии следует быть равноприближенной ко всем субъектам сферы исследований, высшего образования, инноваций и высоких технологий. Необходимо помогать развитию науки во всех ее формах и типах организаций.
  3. Со всеми уровнями и ветвями государственной власти должна быть налажена системная работа — от президента и председателя Правительства РФ до министерств и региональных администраций.
  4. Требуется усилить роль отделений и проблемно ориентированных советов РАН для реализации функций опережающего прогнозирования и экспертизы крупных национальных стратегий, программ, инициатив.
  5. РАН необходимо предпринимать планомерные действия по устранению дисбалансов в пространственном развитии науки в стране: от размещения научно-технологической инфраструктуры до справедливой оплаты труда ученых.
  6. Академия должна разработать, принять и последовательно реализовывать молодежную политику — от продолжения институционализации профессоров РАН и совершенствования системы выборов в члены РАН с целью оптимизации возрастного состава до решения назревших вопросов организации аспирантуры; улучшать механизмы повышения квалификации и аттестации.
  7. Необходимо совершенствовать систему правовой защиты и социальной поддержки членов академии и ученых.

Часть первая

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РАН

Российская академия наук — не над всеми, а для всех

Исторически наша академия во все времена являлась главной научной организацией страны. Но главная не руководящая всеми и вся, а равноприближенная ко всем и полезная всем.
Поэтому идею преобразования РАН в «ГКНТ 2.0» я не поддерживаю сразу по нескольким причинам. Даже если абстрагироваться от того, что экономика России уже не является единым «народно-хозяйственным комплексом», академия не жесткая управленческая вертикаль, а, по словам Аристотеля, «единство непохожих». Академический стиль работы и жизни — это дискуссии, плюрализм мнений и позиций.

Соответственно, Академия наук не в состоянии заместить собой всю структуру управления научно-технологическим комплексом РФ, но должна занять в этой структуре более ответственные позиции. РАН одновременно является и ключевым субъектом научно-образовательной политики, и мощным институтом развития. Оба эти качества следует укреплять и связывать как между собой, так и с другими элементами научно-технологического и образовательного ландшафта России.

РАН — ключевой субъект научной политики

Понятие ключевого субъекта предполагает:

а) способность формулировать такую политику на основе понимания как трендов развития мировой науки, так и возможностей России, отстаивать ее целесообразность во всех властных структурах, координировать ее проведение;

б) выступать инициатором процесса и вырабатывать общенациональные приоритеты в открытой дискуссии с учетом целей государства, задач экономики, запросов общества и логики науки.

РАН как институт развития

Академия — институт развития (прежде всего фундаментальной науки), ведущий разноплановую исследовательскую, экспертно-аналитическую, прогностическую, образовательную, международную и пропагандистскую деятельность.

РАН как институт развития должна, наконец, излечиться от «фантомных болей» дореформенной поры и перестать считать своим единственным ресурсом и зоной ответственности академические институты, подведомственные трем академиям до реформы. Академия по определению обязана быть равноприближенной ко всем — активно сотрудничать с вузовской, отраслевой и корпоративной наукой, государственными и корпоративными научными центрами.

Статус РАН: права, обязанности, ответственность

РАН должна добиваться возвращения статуса государственной Академии наук, дающего дополнительные права, обязанности и ответственность.

Права:

  • вносить предложения о создании и изменении законов;
  • выступать учредителем/соучредителем новых междисциплинарных научных центров, в том числе крупных ЦКП, установок мегасайенс и т. д.;
  • инициировать масштабные комплексные проекты развития: КНТП, ИНТЦ, федеральные наукоемкие территории и т. п.;
  • проводить экспертизу не только всех без исключения крупных научных, научно-технологических и научно-образовательных проектов, но и всех межгосударственных, государственных, макрорегиональных и региональных концепций и стратегий развития, программ и проектов;
  • участвовать в лице президента РАН в работе правительства в качестве полноправного члена кабинета министров, аналогичную позицию занимать в Государственном совете и Совете безопасности РФ;
  • управлять переданным РАН государственным имуществом, в т. ч. возвращенными научными музеями, коллекциями, экспозициями, библиотеками, архивами и домами ученых;
  • делегировать свои права региональным отделениям, представительствам и филиалам.

Обязанности:

  • выступать полновесным участником разработки научно-технологической политики РФ;
    — выполнять набор специфичных функций как определенных действующим законодательством, так и расширенных;
  • информировать органы государственной власти РФ об угрозах и рисках для государства, его институтов и граждан.
  • выступать от лица Российской Федерации в международных научных советах, экспертных органах и других научных коллаборациях, требующих коллективного участия/членства.

Ответственность:

  • за соблюдение принципов открытости, компетентности и общественного блага при формировании научно-технологической политики и национальных приоритетов;
  •  за эффективность научной политики РФ согласно определенным в ней же критериям и индикаторам;
  • за эффективность собственной деятельности как института развития;
  • за квалификацию кадров академии как высшего экспертного органа, а также управляющего состава научных и образовательных организаций.

РАН как единое «окно в науку» для индустриальных партнеров

Большие корпорации на высококонкурентных рынках с долгосрочными стратегиями нуждаются в качественной науке, все задачи невозможно решить внутренними R&D-структурами. Корпорации работают как с научными институтами и вузами, так и непосредственно с РАН и его отделениями, выступающими в качестве интегратора, организатора или навигатора.

Функция «окна в науку» для индустриальных партнеров открывает для РАН возможность привлечения серьезных внебюджетных ресурсов. Это, в свою очередь, требует внедрения практик корпоративного управления внутри академии и взаимодействия с бизнесом по его правилам и форматам.

Взаимодействие РАН с субъектами научной и научно-технологической деятельности
Государственные научные учреждения — это не только институты и ФИЦ, находящиеся под научно-методическим руководством РАН и ее отделений. Это крупные национальные исследовательские центры правительственного либо ведомственного подчинения, такие как НИЦ «Курчатовский институт», в Сибири — НИМЦ им. академика Е.Н.Мешалкина Минздрава РФ. Наш опыт многолетнего сотрудничества институтов с такими центрами показывает его продуктивность.

Отдельным вопросом хочу выделить взаимодействие с субъектами аграрной и медицинской науки как важнейшую составляющую деятельности РАН. В настоящее время абсолютно необходимо укрепление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в первую очередь с Минобрнауки, Министерством сельского хозяйства и Министерством здравоохранения.

РАН и образовательная система России

Академия должна реализовать в полной мере данное ей федеральным законом право осуществлять научно-методическое руководство организациями высшего образования вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Помимо выполняемой сейчас экспертизы выполнения госзадания на НИР это участие в формировании программ развития, мониторинг всей научно-образовательной сферы в вузах, включая анализ образовательных программ.
Важнейшее образовательное звено, которое, безусловно, должно находиться в сфере внимания и ответственности РАН, — научная аспирантура. От ее эффективности напрямую зависит качество российской науки на долгие десятилетия вперед.

Замечательный проект базовых школ РАН — это только начало. Необходимо расширять и интенсифицировать эту инициативу, а также, безусловно, активнее содействовать успешной работе существующих физико-математических и других специализированных школ при университетах. Кроме того, школьные общеобразовательные программы должны находиться в сфере внимания РАН при ее активном сотрудничестве с Минпросвещения.

Роль РАН в обеспечении обороноспособности и внутренней безопасности страны и ее граждан

Президент РАН должен по должности стать членом Совета безопасности РФ, ответственным за ориентированность гражданской науки страны на интересы национальной безопасности и за прогнозирование угроз и рисков.

РАН следует готовить для Совбеза закрытые доклады по вероятным угрозам: геополитическим, природным, антропогенным, с рекомендациями по их преодолению.

Одной из важнейших задач Академии наук становятся инициирование и поддержка фундаментальных (шестой раздел ПФНИ) и тем более поисковых и прикладных работ, нацеленных на оборону и безопасность, а также исследований двойного назначения.
РАН необходимо инициировать приведение к единообразию нормативой базы различной направленности и принадлежности, чтобы исключить несостыковки и белые пятна в вопросах сохранения государственной тайны. Создать согласованную с силовыми ведомствами экспертную комиссию, рассматривающую проблемные ситуации на доследственной стадии.

Гуманитарные взаимодействия РАН

Согласен с представителями гуманитарных наук в том, что особенность текущего момента выражается в трансформации существующих концепций бытия и развития экономики и общества. Новые задачи для гуманитарных наук могли бы, помимо прочего, включать следующие направления:

  • развитие исследований по проблематике изменения человека, его идентичности, сознания, мышления, социальных качеств, что неизбежно происходит в связи с внедрением «умных» технологий в повседневную жизнь;
  • развитие фундаментальных и прикладных гуманитарных междисциплинарных исследований по методологии науки, подготовке исследователей, повышению квалификации ученых и преподавателей всех ступеней;
  • целевые разработки, связанные с оценкой развития человеческого капитала страны и регионов по проблематике, связанной с капитализацией человеческих ресурсов;
  • привлечение в гуманитарные исследования методик и инструментариев других научных сфер (физики, химии, информатики и др.);
  • укрепление института просветительства, использование разнообразных форматов, связанных с просвещением и образованием (открытые дискуссии, лектории, клубы и др.).

РАН в глобальном научном ландшафте

Наука по определению интернациональна. В ситуации информационной и научно-технологической блокады возрастает ценность каждого сохраненного контакта в сфере исследований на любом уровне, от государственной академии до отдельного ученого. РАН как научная институция должна поддерживать постоянную связь со всеми своими иностранными членами и по мере возможностей вовлекать их в свои инициативы и мероприятия.

Возрастает роль международных межакадемических ассоциаций, таких как МААН и Ассоциация государственных академий стран ШОС. РАН следует приложить усилия к созданию аналогичной структуры в рамках БРИКС с учетом возрастающей значимости и влиятельности этого альянса.
Межакадемический совет (МАС) по проблемам развития Союзного государства (СГ) нацелен на то, чтобы ученые и технологи России и Беллоруссии могли сотрудничать так, как если бы они жили в едином государстве. Видимо, для РАН настало время от своего лица предложить руководству двух стран концепцию переформатирования самого СГ, чтобы снять барьеры.
Вынужденный «поворот на Восток (Юго-Восток)» при определенной активности и избирательности сторон может стать благотворным фактором для российской науки. В рамках РАН следует организовать массовый мониторинг и перевод научных публикаций не только на английском, но также на основных европейских языках, китайском, японском и корейском.

Часть вторая

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСТРОЙСТВУ И РАЗВИТИЮ РАН

Усиление и расширение функций академии

Экспертиза важнейших государственных стратегий, программ, проектов должна без исключений относиться к Академии наук. Независимо от их происхождения, сферы применения и масштаба (от регионального и выше).

Экспертиза проектов в области фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, проектов в научно-технологической и научно-образовательной сферах (НОЦ, ИНТЦ, КНТП, федеральная территория и т. п.) тем более должна без исключений относиться к компетенции РАН.

Необходимо кардинальное усиление аналитической и прогностической функций академии. Научный прогноз важен с точки зрения как расстановки приоритетов, так и предвидения будущих вызовов и тем более угроз с целью формирования превентивных ответов.
Кем брать? Прежде всего, силами тематических и региональных отделений РАН, а также проблемно ориентированных научных советов.

Системная интеграция в сфере исследований, образования и технологий должна стать прерогативой РАН, равно как инициативное обоснование мегапроектов, проектов государственного значения. Это:

  • исследовательские программы по широчайшим, вплоть до глобальных, проблематикам — климату, экологии, медицине и долголетию, продовольственной безопасности, космосу, Арктике и т. д.
  • программы, выходящие (частично или полностью) за рамки исследовательской сферы и имеющие более широкую социально-экономическую значимость, как пример — программа «Енисейская Сибирь».

Обновленная Академия наук — организатор развития координирующих научных структур по всей территории России. Это предполагает создание представительств РАН в регионах и филиалов региональных отделений; развитие региональных научных центров.

Особое место в региональной политике РАН должна занять защита от ликвидации институтов, имеющих низкую категорию, но высокую региональную и/или отраслевую значимость. «Туда, где исчезает наука, приходят шаманы».

В целом вместо категорирования целесообразно проводить конкурсы на дополнительное финансирование (наподобие «Приоритета 2030»), а оценку эффективности институтов давать на основании комплексных проверок комиссиями с участием как экспертов РАН, так и независимых специалистов.

Необходимы кратный рост финансирования издательской и просветительской деятельности РАН, последовательный переход на OpenAccess со столь же последовательным сохранением русского научного языка. Важно создать систему непринудительных стимулов к тому, чтобы ученые публиковали свои новые результаты в солидных рецензируемых российских журналах, не препятствуя публикации в международных.

Пропаганда и популяризация науки, научного труда, знаний и достижений. В последнее время академия стала проявлять на этом поле некоторую активность, но пока что далека от позиций лидера и координатора. Необходимо восстановить активность по борьбе с лженаукой и псевдонаукой, расцветающей в массмедиа и приводящей к массовым заблуждениям и невежеству.

Форматы диалога РАН с властью и бизнесом

  • Президент РАН должен не только посещать заседания Правительства РФ, а по определению быть его членом наравне с министром науки и высшего образования.
  • Аналогичная позиция главе академии должна быть предоставлена в Государственном совете и Совете безопасности РФ.
  • Руководству РАН следует «прописаться» в профильных комитетах и комиссиях Госсовета, Госдумы и Совета Федерации, то есть периодически выступать с докладами по наиболее актуальным вопросам развития науки и технологий на заседаниях этих комитетов и комиссий, не реже раза в год — на «Экспертном часе» Совфеда и «Парламентском часе» Госдумы.
  • Не одному президенту РАН, а всему руководству, экспертам академии надлежит на регулярной основе встречаться с отраслевыми министрами и руководителями госкорпораций, а также крупнейших частных и государственно-частных компаний.
  • Работа с региональными органами исполнительной власти должна проводиться на двух уровнях (всей РАН и ее региональных отделений, филиалов и научных центров), но скоординировано и по единой повестке.

Молодежная политика РАН

  • Формирование в составе РАН «молодежных» вакансий, в том числе с «плавающими» возрастными ограничениями, в зависимости от специфики отделений.
  • Вхождение председателя Совета молодых ученых РАН в состав Президиума Академии наук.
  • Повышение роли и институционализация профессоров РАН как основного «энергоресурса» Академии наук. С выплатой академической стипендии и правом голоса: на выборах — только профессоров РАН, по другой повестке — без ограничений.
  • Национальная (под эгидой РАН) программа молодежных научных проектов и мероприятий до 2030 года. Академия должна формулировать для молодежных научных коллективов большие интересные задачи.
  • Инициирование перенастройки российской научной аспирантуры.
  • Содействие в решении жилищного вопроса. Служебное, арендное жилье, жилищные кооперативы, сертификаты, дотации и компенсации. «Нулевая ипотека» по всей территории РФ для научной и вузовской молодежи.
  • Пропаганда и популяризация научных достижений силами прежде всего научной молодежи — «молодые зовут в науку молодых».

Членство в РАН

Считаю важными следующие изменения:

  • согласованная коллегиальная балансировка номенклатуры академических специальностей и вакансий, в том числе с учетом государственных приоритетов и трендов развития науки и технологий;
  • повышение и последующая индексация академических стипендий членам академии всех ступеней;
  • назначение социальной пенсии ведущим ученым, включая членов РАН на уровне государственных служащих и военнослужащих, организация их специализированного медицинского обслуживания.

Масштабирование на академию успешных практик ее Сибирского отделения
Программы развития

От Сибирского отделения РАН исходили инициативы разработки и реализации Программы нейтронных и синхротронных исследований РФ, Плана комплексного развития СО РАН, новосибирской программы «Академгородок 2.0», а также возведения объектов класса мегасайенс — ЦКП «СКИФ», Национального гелиогеофизического комплекса РАН в Прибайкалье.

Комплексные проекты

Большая норильская экспедиция. В 2020-2022 годах полпред Президента РФ инициировал обращение в СО РАН руководства «Норникеля» после разлива топлива на норильской ТЭЦ-3. Сибирское отделение оперативно сформировало временный коллектив в составе около 50 сотрудников 14 институтов из пяти городов.

Большая научная экспедиция по изучению биоразнообразия Северной Евразии (2022) — еще один комплексный проект совместно с «Норникелем», охватывающий все проявления живой природы на всех территориях производственной и логистической активности компании: Кольском полуострове, Ямале и Таймыре, Забайкалье.

Проектные офисы

Для реализации программ и проектов в интересах индустриальных партнеров и других заказчиков в Сибирском отделении создан Центр управления проектами, для выполнения комплексных заказных работ с природоохранной спецификой — НИЦ «Экология» СО РАН. Для индустриальных партнеров с 2021 года выходит журнал «Наука и технологии Сибири» о разработках институтов с высоким уровнем готовности.

Быстрое реагирование

Межведомственная рабочая группа СО РАН по ковиду, в течение двух недель подготовившая для Правительства РФ информацию о противо-эпидемических заделах, разработках и продуктах по Сибирскому федеральному округу.

Оперативный аудит силами экспертов СО РАН проектов и заделов по 12 критическим областям импортозамещения.

Заключение

МОИ первые шаги на посту президента РАН

Внутри РАН:

1. После выборов вице-президентов, академиков-секретарей отделений, Президиума РАН провести ряд его заседаний, а также совещаний более узкого формата, чтобы предлагаемые замыслы и планы стали коллегиальной дорожной картой. Одним из важнейших решений видится создание в стенах Академии наук двух первоочередных документов:

  • комплексного научного доклада РАН по возможностям социально-экономического развития России в новых геополитических условиях;
  • стратегии развития самой Российской Академии наук.

Разумеется, и то, и другое потребует долговременной, в горизонте нескольких месяцев, работы. Но необходимо без промедлений продумать и утвердить структуру и руководителей рабочих коллективов, алгоритмы их действий и взаимодействий.

Второй документ, видимо, следует рассмотреть и утвердить на специальном внеочередном Общем собрании РАН.

2. Организовать аудит функционалов центрального аппарата Академии наук с целью выявить возможные дублирования и, наоборот, белые пятна. Особое внимание — аппарату тематических отделений РАН. Необходима корректировка структуры центрального аппарата РАН и взаимодействий его подразделений с целью активизации и расширения аналитико-прогностических, экспертных, коммуникативных функций.

3. Совершить ряд поездок в региональные отделения, филиалы и научные центры РАН, чтобы in situ воспринять специфичные для отдельных территорий проблемы и содействовать их решению.

Вовне РАН:

1. Встретиться с руководителями профильных комитетов/комиссий Государственной Думы и Совета Федерации РФ, чтобы обсудить участие руководства РАН в работе обеих палат.

2. С руководством СГ России и Белоруссии обсудить перспективу расширения круга возможностей этого меж/надгосударственного института, прежде всего в плане научно-технологической деятельности.

3. Провести ряд встреч с федеральными министрами (Минпромторг, Минэкономразвития, силовой блок, другие ФОИВы) и руководителями крупнейших индустриальных корпораций с целью конкретизации точек соприкосновения и получения дополнительных запросов на научную поддержку.

4. В смешанном формате провести специальную сессию с иностранными членами РАН на предмет их участия в поддержании сохранившихся международных связей и налаживании новых.

Нет комментариев