Кормись, рыбка! Аквакультурным хозяйствам предложат суперфуд

Выращивание рыбы в специальных хозяйствах — гарантия того, что она будет вкусной, содержащей полезные для человека элементы и экологически безопасной. Но чтобы этого добиться, нужно обеспечить ей полноценное, сбалансированное питание. Решением этой задачи занимается вместе с коллегами профессор кафедры «Кормление, зоогигиены и аквакультуры» Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и инженерии им. Н.И.Вавилова, доктор сельскохозяйственных наук Юлия ГУСЕВА. Ее тема «Эффективность производства и применения альтернативного источника белка энтомологических видов» получила поддержку в виде гранта Президента РФ молодым ученым.

— Юлия, поясните, что такое белки энтомологических видов?
— Это белки личинок различных насекомых. Сегодня использование насекомых в питании рыб ограничено семью видами, включая три вида сверчков, два — мучных червей и два — мух. Это виды, санитарно-эпидемиологическая безопасность которых официально подтверждена. Но так как в целом комбикормов для рыб не хватает (это связано с технологическими особенностями его производства и недостатком сырья с постоянным химическим составом), использование белка личинок насекомых в питании рыб становится все более актуальным и перспективным.

Следует отметить, что насекомые имеют огромный потенциал из-за веществ, которые они содержат. Кроме того, их выращивание идет в рекордно короткие сроки, и это экологически чистая технология. Личинки каждого вида имеют уникальный состав и, самое главное, богаты белками, так как именно белки играют важную роль в энергетическом обмене рыб, от них зависит скорость роста.

— Чтобы получить президентский грант, нужен определенный научный задел в конкретном направлении….
— Темой личинок насекомых мы начали заниматься на кафедре «Кормление, зоогигиена и аквакультура» в 2012 году. Тогда белки из личинок навозной мухи нам предоставляло одно из сельхозпредприятий. Мы не могли влиять на технологию выращивания и конечный продукт. В наших новых исследованиях список видов насекомых для выращивания личинок, которые используются в качестве белка, значительно расширился. Теперь мы получаем его самостоятельно в биотехнологической лаборатории по производству пищевого белка из насекомых. И разрабатываем там питательные смеси для них на основе пищевых, зерновых и рыбных отходов.

В 2021 году у заведующего кафедрой Алексея Алексеевича Васильева родилась идея отработать биотехнику выращивания личинок с заданными свойствами. Это нужно для сбалансирования рациона рыб по такому показателю, как аминокислотный состав белка. Такая идея привела к подаче заявки на грант Президента РФ и получению финансирования. Сейчас мы ведем интенсивную работу.

— Получается, что вы разрабатываете корм и для рыб, и для их корма — насекомых?
— Да, именно так. Мы убедились, что использование различных кормосмесей для питания личинок будет влиять на их химический состав и насыщенность полезными веществами. Такой вывод был сделан в ходе анализа химического состава различных видов личинок насекомых. Поэтому, моделируя нужную формулу субстрата, мы как бы программируем получение личинок с заданными химическими свойствами.

— Вы занимаетесь альтернативными источниками белков энтомологических видов. А что собой представляют традиционные источники?
— Сбалансированное питание рыб в искусственных условиях — садках, бассейнах, небольших проточных прудах и особенно в установках замкнутого водоснабжения — важная хозяйственная задача. То, что рыбы потребляют, то и откладывается в волокнах мышечной ткани. Следовательно, корма должны быть хорошего качества.

Традиционными для комбикормовой промышленности считаются белки, полученные из сои, гороха, нута, люпина и отходов их переработки, а также дрожжей, мясокостной, кровяной и рыбной муки. Использование только растительных белков в чистом виде не позволяет сбалансировать питание рыб по основным питательным веществам. Чаще всего применяемый компонент комбикормов для рыб ценных пород — это рыбная мука. Однако из-за дороговизны это один из самых фальсифицируемых, а также загрязненных посторонними компонентами продуктов.

Раньше я занималась темой использования в комбикормах растительного соевого белка, обработанного ферментом поджелудочной железы и прошедшего через специальную химическую реакцию. Благодаря такой обработке питательные вещества становятся доступными и легко усваиваются. Результатом многолетней работы стала защита докторской диссертации.
А теперь я изучаю другие возможности наполнения кормов для рыб белком хорошего качества. Моя задача — исследовать, как изменяется химический состав личинки в зависимости от кормосмеси, которую она потребляет, какие компоненты влияют положительно, какие — отрицательно.

После работ в лабораториях мы с коллегами начнем апробировать корм в ведущих рыбоводных хозяйствах, где применяют различные методы выращивания рыб. Кроме того, планируем создать производство личинок для комбикормовых предприятий и рыбоводных хозяйств. Подобные опытные производства есть и в других регионах России, однако там занимаются только выращиванием личинок мух. А вообще в промышленных масштабах это делают только в европейских странах.

— То есть и за рубежом применяются белки энтомологических видов?
— В последние годы белки из личинок насекомых стали мировым трендом FoodTech. Это огромная пищевая индустрия, которая объединяет всю цепочку: от момента выращивания растений и животных, производства полуфабрикатов из них для продажи, приготовления пищи из полуфабрикатов из растений и животных до доставки и потребления и, наконец, утилизации пищевых отходов.

Следует подчеркнуть, что в России белок личинок мух используется в основном в комбикормах для сельскохозяйственной птицы. Хотя в других странах многие насекомые и их личинки потребляются в пищу людьми — в национальных кухнях Азии (Китай, Таиланд, Индия, Япония, Камбоджа), Африки (Камерун, Демократическая Республика Конго, Гана, Ботсвана, Уганда) и Северной Америки (Мексика).

Направление это очень актуальное. Сложившиеся сегодня экономическая ситуация и политика импортозамещения дают нам возможность для реализации наших научных идей.

Василий Янчилин