Ценная добыча. NASA получило первые данные о химическом составе астероида Бенну

Отправкой на Землю образцов вещества 500-метрового астероида Бенну завершилась в сентябре миссия американского управления по аэронавтике и космическим исследованиям OSIRIS-REx. 11 октября ученые NASA, вскрыв капсулу, получили первое представление о собранном внеземном материале. Предварительные данные многообещающи, они указывают на обилие воды и углеродсодержащих соединений.

Добыча миссии OSIRIS-REx — это «образцы крупнейшего углеродистого астероида когда-либо доставленные на Землю, с помощью которых ученые продолжат изучать происхождение жизни на нашей планете», отмечает в заявлении NASA его директор Билл Нельсон (Bill Nelson). Миссия OSIRIS-REx была запущена в сентябре 2016 года и прибыла к Бенну в декабре 2018-го. На протяжении следующих 22 месяцев автоматическая научно-исследовательская станция изучала астероид с орбиты и искала подходящее место для спуска и прикосновения к его поверхности с последующим забором образцов. Когда в октябре 2020 года OSIRIS-REx приступил к выполнению задачи, выяснилось, что поверхность Бенну неожиданно пористая, — аппарат в нее провалился. При этом коллектор закупорился, и часть астероидного материала — пыль и мелкая галька — оказалась в открытом космосе. Запечатав сохранившиеся собранные образцы в специальном контейнере, в мае 2021 года OSIRIS-REx направился в сторону Земли. 24 сентября капсула с образцами приземлилась на севере штата Юта, а уже на следующий день ее привезли в Космический центр Джонсона (NASA’s Johnson Space Center) в Хьюстоне, где будет храниться астероидный материал.

Предполагаемый вес добытых образцов — около 250 г, это значительно больше, чем планируемые 60 г. Центр имени Джонсона в следующие месяцы и годы будет распределять астероидные образцы по научным группам во всем мире. Многие исследователи полагают, что богатые углеродом астероиды вроде Бенну, ударившись много миллионов лет назад о нашу планету, засеяли ее «строительными кирпичиками» жизни. Бенну — реликт времен планетообразования в Солнечной системе, а потому его изучение поможет понять формирование и эволюцию нашего космического окружения. «Обилие богатого углеродом вещества и содержащих воду глинистых минералов — это только вершина космического айсберга», — отмечает руководитель миссии OSIRIS-REx Данте Лауретта (Dante Lauretta) из Университета Аризоны (University of Arizona).