Застыли нейроны

Остекленевшие клетки головного мозга жертв извержения Везувия обнаружили итальянские криминалисты-антропологи, сообщает Live Science.

Клетки головного мозга, найденные в черепе молодого человека, погибшего при извержении вулкана в 79 году нашей эры, видны внутри застывшего черного стеклообразного вещества и описаны в журнале PLoS ONE. Предполагается, что стекло­образная субстанция затвердела в результате чрезвычайно сильного нагревания и быстрого остывания, пишет издание Live Science. «Наше исследование показало, что уникальный в своем роде процесс витрификации, имевший место в Геркулануме, сковал и сохранил неизменными нейрональные структуры жертвы извержения», — цитирует издание ведущего автора публикации Пьера Паоло Петроне (Pier Paolo Petrone) из Университета Федерико II в Неаполе (University Federico II of Naples). Геркуланум — древний город у подножия горы Везувий, вулкана, чье мощное извержение около 2000 лет назад похоронило под массами горячего пепла и газов и его, и соседний город Помпеи. Раскаленный пепел, разрушивший и засыпавший города, очень быстро нагревал органические вещества. Предполагалось, что при таком быстром заваливании пеплом древесина и живая плоть должны были обуглиться, но кое-что сохранилось таким, каким было в момент стремительного нагревания до 500 градусов Цельсия. В редких случаях сохранившийся органический материал включал головной мозг.
Ученые и прежде изучали останки жертв из Геркуланума, предполагая, что их ткани испарялись в облаке горячего пепла. Но в начале этого года они сообщили в Журнале американской медицинской ассоциации (Journal of the American Medical Association) об обнаружении стеклообразных остатков в головном мозге юноши, лежавшего лицом вниз на полу коллегии августалов. Сейчас с помощью сканирующей электронной микроскопии они нашли в них крохотные сферические структуры, а также длинные трубочки, которые выглядят в точности как нейроны и их отростки аксоны. Имея в диаметре всего от 550 до 830 нанометров, эти отростки слишком тонки для того, чтобы быть кровеносными капиллярами. Сферические структуры сохранили клеточные мембраны, а также поддерживающие форму клеток белки в виде нитевидных образований филаментов и мешочки, доставляющие белки к поверхности клетки. Применив метод энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии, авторы определили химический состав сохранившихся структур. Они богаты углеродом и кислородом, это органика.