Защита слабовата?

Эксперты оценили эффективность существующих вакцин против штамма «омикрон». C подробностями — Nature News.

Первые лабораторные данные предполагают, что вакцины против нового, быстро распространяющегося коронавирусного варианта могут оказаться недостаточно эффективны, но ревакцинация должна усилить иммунитет, пишет Nature News. Предварительные результаты были обнародованы в начале декабря группами ученых в Южной Африке, Германии и Швеции, а также коллаборацией Pfizer-BioNtech, и они показывают, что иммунная защита, придаваемая существующими противоковидными вакцинами, в отношении «омикрона» полностью не исчезает. Имеющиеся результаты пока не прошли рецензирование, они получены на малых выборках и ничего не говорят ученым о степени защиты от ковида, вызванного штаммом «омикрон», которую могут обеспечить вакцины, особенно о способности защитить от тяжелой формы заболевания. «Нам все еще следует ждать более качественных данных и четких сигналов с мест, где «омикрон» впервые проявил себя», — отметил Бен Меррелл (Ben Murrell), вирусолог и иммунолог из Каролинского института (Karolinska Institute) в Стокгольме, соавтор одного из исследований.
Ученые из Ботсваны и ЮАР выявили «омикрон» в конце ноября. Первые данные из Южной Африки и других мест показали, что этот вариант распространяется в несколько раз быстрее, чем «дельта», и может инфицировать людей, имеющих иммунитет к другим вариантам.
Омикрон несет большое количество замен в спайк-белке, главной мишени иммунного ответа, и некоторые из этих замен, известные по другим вариантам, влияют на способность антител распознавать вирус и блокировать инфекцию. Ученые применяют два типа лабораторных проб, чтобы узнать, избежит ли «омикрон» нейтрализации антителами, которые выработались в результате вакцинации или инфекции. Все происходит в пробирке. В одном случае используют частицы вируса, выделенные у заразившихся «омикроном», в другом — частицы псевдовируса, генетически модифицированной версии другого вируса со спайк-белком коронавируса. Результаты, полученные четырьмя независимыми группами исследователей, показали, что «омикрон» снижает нейтрализующую способность антител больше, чем остальные циркулирующие в настоящее время варианты SARS-CoV-2. Несмотря на различия в лабораторных данных, связанные с разными историями вакцинации и инфекции людей, антитела которых испытывались в экспериментах, влияние «омикрона» — по словам Меррелла — «это не полный нокаут». Ученые считают, что бустерная доза вакцины может существенно усилить скомпрометированную «омикроном» иммунную защиту.