ВРЕМЯ ОБЪЕДИНЯТЬ УСИЛИЯ

Александр СЕРГЕЕВ


Ответ академии на вызовы современности

1. АКАДЕМИЯ КАК ВЫСШИЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМИ И ПОИСКОВЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ
Чего уже удалось достичь?
Первым шагом по восстановлению системы эффективного участия РАН в реализации государственной научно-технической политики после разрушительной реформы 2013 года стало принятие в 2018 году по инициативе РАН поправок в Федеральный закон от 27 сентября 2013 года №253-ФЗ «О Российской академии наук…» (253-ФЗ). Согласно внесенным поправкам полномочия РАН были расширены. Теперь в них входят:
• научное и научно-методическое руководство научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования;
• согласование назначения руководства и уставов научных организаций;
• согласование решений о реорганизации и ликвидации научных организаций;
• координация и проведение фундаментальных и поисковых научных исследований в сфере оборонно-промышленного комплекса;
• осуществление международного сотрудничества в сфере научной и научно-технической деятельности.
В результате целенаправленной работы по налаживанию конструктивного диалога с высшей государственной властью в последние годы сформировалась традиция регулярных встреч руководства РАН и высших должностных лиц государства.
Важным шагом на пути повышения роли РАН стал запуск новой Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период 2021-2030 годов. ПФНИ была разработана РАН при участии профильных министерств и научных организаций, при этом академия является ее основным координатором. Объем управляемого программой финансирования только в части государственного задания на 2023 год составляет около 210 миллиардов рублей. Отличие данной программы от предыдущей (на 2013-2020 годы) состоит в том, что она затрагивает все фундаментальные исследования в Российской Федерации, а не только работы институтов РАН.
Одной из ключевых функций РАН в реализации государственной научно-технической политики является научная экспертиза. Академия является самой крупной экспертной организацией страны: научным экспертным обеспечением охвачены 41 федеральный орган исполнительной власти и 6 организаций Правительства Российской Федерации.
Научные советы РАН и координируемые академией советы по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации осуществляют экспертизу крупнейших проектов и программ, таких, например, как ликвидация экологического ущерба на территории Байкальского ЦБК, создание Научных центров мирового уровня, программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Наша стратегическая цель — закрепление за РАН функции высшего экспертного органа страны в научно-технической сфере. Экспертная деятельность должна быть не только средством управления тематикой всех научных организаций страны, мы можем и должны использовать ее как инструмент «мягкой силы».
Серьезным достижением РАН стала принятая в 2020 году по нашей инициативе программа крупных научных проектов («100 миллионников»), позволившая сохранить и распространить на все научное пространство страны опыт программ Президиума РАН. Более 40 консорциумов работают сейчас над получением результатов мирового уровня.
Следующим шагом по расширению функционала станет получение РАН статуса государственного распределителя бюджетных средств в отношении отдельных программ и проектов. В 2022 году стартовал первый проект по клеточным технологиям и регенеративной медицине (более 6 миллиардов рублей в год).
В ближайшее время по поручению правительства предполагается разработать и запустить программу «Приоритет 2030 для научных организаций», в которой РАН и Минобрнауки России выступят координаторами.
Наша цель на ближайшие годы — вернуть РАН статус государственной академии наук. Несмотря на достигнутое расширение функционала РАН, утрата ключевых полномочий в ходе реформы РАН в 2013 году не позволяет полноценно решать поставленные перед академией задачи.
В настоящее время на рассмотрение президенту страны направлен пакет поправок, который включает:
• повышение юридического статуса РАН до уровня «Государственная академия наук»;
• наделение РАН полномочиями соучредителя научных организаций как важный шаг по возвращению реального участия в управлении научными институтами;
• возможность проведения РАН самостоятельных научных исследований;
• закрепление за РАН права законодательной инициативы в вопросах государственной научно-технической политики.
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАН С РЕАЛЬНЫМ СЕКТОРОМ ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА СТРАНЫ
Наша цель — сделать работу РАН и научных организаций, находящихся под ее научно-методическим руководством, основой для обеспечения технологического суверенитета нашей страны за счет проведения научных исследований и разработки новых технологий по перспективным приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития страны в интересах различных отраслей экономики.
Важнейшей задачей РАН является участие в создании единой инновационной системы в стране, обеспечивающей эффективное превращение наших знаний в наши технологии.
Необходимо использовать и развивать уже имеющийся опыт успешной работы меж-отраслевых советов РАН, где между представителями РАН, индустрии и министерств обсуждаются и решаются наиболее важные, критические задачи по конкретным направлениям. Примером такого активно работающего совета является Совет РАН по космосу. Одним из наиболее важных инструментов реализации задач инновационного развития страны являются Комплексные научно-технические программы и проекты полного инновационного цикла (КНТП). РАН играет ключевую роль при подготовке и запуске КНТП. В настоящее время Советами по приоритетным направлениям НТР, которые возглавляют ведущие ученые — члены РАН, одобрены 54 заявки на реализацию КНТП, предусматривающие создание на предприятиях реального сектора экономики 228 новых технологий.
3. ВКЛАД РАН В ПОВЫШЕНИЕ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Одна из важнейших задач Российской академии наук в ближайшие годы — проведение и координация научных исследований, реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства. Это особенно актуально с учетом геополитической ситуации, сложившейся после 24 февраля 2022 года.
В рамках реализации этих законодательно закрепленных за Российской академией наук функций и во исполнение поручений Президента Российской Федерации сформирована специальная Подпрограмма 6 «Фундаментальные и поисковые научные исследования в интересах обороны страны и безопасности государства» Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы).
Подпрограмма 6 разработана с участием генеральных конструкторов по созданию вооружений, военной и специальной техники и руководителей приоритетных технологических направлений, а также ряда специализированных советов РАН. Она одобрена Научно-техническим советом Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и поддержана всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, силовым блоком Правительства Российской Федерации, а также Советом безопасности Российской Федерации. Подпрограмма внесена на утверждение в Правительство Российской Федерации.
4. УЧАСТИЕ АКАДЕМИИ В НАУЧНОМ И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
Ключевыми целями региональной политики РАН в ближайшие 5 лет должны стать восстановление роли РАН как главного координатора научных исследований на всем пространстве Российской Федерации, а также расширение роли РАН в научном и научно-технологическом развитии российских регионов.
Одним из ключевых этапов реализации региональной политики РАН стало внесение изменений в федеральное законодательство, дающих право субъектам Российской Федерации напрямую финансировать из региональных бюджетов научные исследования и экспериментальные разработки в федеральных научных и образовательных организациях высшего образования. Это решение существенно расширяет возможности ресурсной поддержки организаций, находящихся под научно-методическим руководством РАН либо региональных отделений РАН, и дает академии возможность контроля за эффективностью расходования бюджетных средств на науку в регионах. При этом возрастает координирующая роль РАН в организации научных исследований в масштабах страны.
Для решения стратегических и текущих задач региональной деятельности РАН, координации и дальнейшего развития ее региональной политики создан Совет по региональной политике РАН, формат работы которого предусматривает выездные совещания на региональных площадках с участием приглашенных представителей федеральных и региональных органов власти и регионального сектора экономики для обсуждения и принятия конкретных решений, связанных с научным сопровождением социально-экономического развития территорий.
В числе несомненных успехов региональной политики РАН необходимо отметить достигнутый при поддержке руководства страны прогресс в создании Санкт-Петербургского отделения РАН с полномочиями регионального отделения. Для его размещения принято решение о передаче РАН исторического здания Академии наук в г. Санкт-Петербург. Нашей задачей является организация полноценной работы нового отделения к 300-летию Российской академии наук.
5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАН. РОЛЬ ОТДЕЛЕНИЙ
Нам нужно продолжать совершенствовать систему управления академией, опираясь на простой принцип: президент РАН и Президиум — это инструменты лоббирования и поддержки интересов отделений и курируемых ими научных организаций.
Повышение значимости роли отделений в управлении академией позволит объединить усилия внутри академии и выработать консолидированную позицию для управления научными организациями и взаимодействия с органами власти.
Нам необходимо в полной мере использовать уникальное разнообразие научных отделений РАН — естественнонаучных, социогуманитарных, медицинского и сельскохозяйственного — для организации мультидисциплинарных проектов, обеспечивающих синергию и взаимное обогащение различных направлений исследований. Этот подход особенно важен в применении к отделениям медицинских и сельскохозяйственных наук, которые ранее были отдельными академиями. Использование методов и подходов, развитых в других направлениях исследований, для медицины и сельскохозяйственной науки уже привел к появлению новых результатов мирового уровня. Безусловно, и в дальнейшем этот подход будет в фокусе внимания руководства РАН.
6. РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ
Российская академия наук как организация, основанная на членстве, среди важнейших своих задач всегда рассматривала сохранение высокого научного уровня в ходе выборов новых членов РАН. Решение этой задачи, с одной стороны, связано с организацией самих выборов в РАН, а с другой — с более широкой проблемой формирования национального научного кадрового потенциала.
С целью обеспечить избрание в академию наиболее достойных кандидатов выборы 2019-го и 2022 годов были организованы при максимальной открытости и прозрачности всех процедур. Были предварительно обнародованы аннотации о научных достижениях всех кандидатов. И такой подход оправдал себя: были избраны достойные новые академики и члены-корреспонденты РАН, обладающие большими научными заслугами. Эту линию нам всем необходимо выдерживать и в дальнейшем, в частности, в ходе следующих выборов в академию, которые целесообразно провести в 2024 году, когда будет отмечаться 300-летний юбилей РАН.
Подготовка высококвалифицированных научных кадров — важнейшее условие развития российской науки. Академия за истекшие годы реализовала в этом направлении целый ряд инициатив.
На школьном уровне успешно реализуется проект «Базовые школы РАН», объединяющий 108 лучших региональных школ из 32 регионов России. Академия поддерживает эти школы: ведущие ученые читают в них лекции для школьников, проводят занятия с учителями, издаются материалы по реализации проекта. В предстоящие годы предполагается его дальнейшее развитие.
Именно по инициативе РАН был разработан и 30 декабря 2020 года принят закон, кардинально изменяющий организацию института аспирантуры, которая из ступени образования снова превратилась в первую ступень научной карьеры. Аспирантура теперь заканчивается не итоговой аттестацией в форме экзамена, а представлением диссертации к защите.
Важнейшим этапом становления карьеры ученого является начало его самостоятельной работы. По инициативе РАН в национальный проект «Наука и университеты» была включена программа создания «молодежных лабораторий» под руководством молодых ученых до 40 лет, которые уже успели продемонстрировать свой высокий научный уровень в сочетании с лидерскими качествами. Уже созданы около 500 таких лабораторий. Эту программу необходимо продолжить, добавив в нее элементы открытого общероссийского конкурса.
Российская академия наук активно участвовала в формулировании задач конкурса проектов развития российских вузов «Приоритет 2030», а также в оценке поданных заявок. В этом году академия выступила с инициативой разработать аналогичную программу для научных институтов, которая бы позволила обеспечить приток молодых кадров в научные организации и непрерывность развития научной карьеры выпускников вузов.
Считаю, что в предстоящие годы Российская академия наук могла бы на основе накопленного опыта разработать целостную программу академического сопровождения роста научной молодежи, направленную на комплексное решение проблем подготовки научных кадров в нашей стране.
Отдельно необходимо отметить корпус профессоров РАН, который начал формироваться в 2015 году и за истекшие годы зарекомендовал себя как активный резерв академии: в настоящее время из 719 профессоров РАН 171 был избран членом-корреспондентом, а 16 — академиками РАН. Ближайшей задачей является закрепление в уставе РАН статуса профессоров РАН как ассоциированных членов академии. Соответствующее предложение уже находится в Правительстве Российской Федерации.
7. НАУЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ И НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
По сложившейся еще с советских времен практике РАН традиционно отвечала за координацию международного научно-технического сотрудничества и научную дипломатию в масштабе всей страны, что обусловлено высоким авторитетом РАН за рубежом. Достаточно упомянуть, что около 450 выдающихся ученых являются иностранными членами РАН, причем 48 были выбраны в этом году. Реформа академии в 2013 году, к сожалению, нарушила сложившийся порядок.
С 2017 года мы начали активную деятельность по восстановлению этого функционала РАН и в 2018 году добились успеха. В ФЗ-218 РАН делегировались большие полномочия в международной сфере, которые позволили нам восстановить существенную часть международной деятельности академии. В частности, под эгидой РАН создан Межведомственный координационный совет по международному научному и научно-техническому сотрудничеству с участием заинтересованных ведомств и законодателей, который принял Стратегию международной деятельности. В 2019 году по инициативе РАН была учреждена Международная премия
ЮНЕСКО-России им. Д.И.Менделеева за достижения в области фундаментальных наук. Делались решительные шаги по установлению тесного сотрудничества с нашими восточными, азиатскими и южноамериканскими коллегами.
Главная цель нашей деятельности в этом направлении — сохранить традиции РАН по популяризации и продвижению российской науки за рубежом, расширению международного присутствия России в мировом научно-технологическом пространстве, укреплению связей с зарубежными партнерами.
8. НОВОЕ КАЧЕСТВО АКАДЕМИЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ
Наша цель — добиться того, чтобы уровень статей в российских научных журналах отвечал самым высоким мировым стандартам, обеспечить свободный бесплатный доступ к их полнотекстовым русскоязычным и англоязычным версиям.
Российская академия наук — учредитель и крупнейший национальный издатель научной периодики — ежегодно издает около 140 ведущих российских научных журналов и несколько десятков монографий, сборников трудов и других научных изданий.
Значительные усилия РАН были направлены на анализ и систематизацию всей национальной научной периодики, что нашло отражение в успешном развитии базы данных ведущих российских научных журналов Russian Science Citation Index (RSCI). В настоящее время она включает 944 лучших российских научных журнала, отобранных экспертами Российской академии наук на основе трехступенчатой процедуры, в ходе которой оценивались все аспекты функционирования журналов. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации №426 от 1 августа 2021 года все журналы RSCI входят в перечень изданий, в которых могут быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание научных степеней.
Несмотря на активную работу по развитию академической научной периодики, издание журналов РАН сталкивается с серьезными трудностями. В этой связи необходимо добиться кратного увеличения финансирования научных журналов.
Российская академия наук направила в 2020 году в Правительство Российской Федерации предложение о создании отечественной платформы периодических научных изданий, которая бы обеспечила свободный бесплатный доступ к полнотекстовым версиям размещаемых на ней журналов, включая их перевод на английский язык.
В 2022 году в правительственных структурах появилось понимание необходимости создания такой платформы, принято решение, что за ее функционирование будет отвечать РЦНИ. В перспективе целесообразно перевести на эту платформу большинство издаваемых РАН журналов.
9. НОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РАН
Среди основных целей академии — представление и отстаивание позиции научно-академического сообщества, повышение статуса профессии ученого и престижа научной карьеры, повышение интереса к научной и научно-популярной информации и обеспечение ее доступности, укрепление в обществе научного мировоззрения, повышение интереса к науке у школьников и молодежи.
За прошедшие 5 лет информационная деятельность РАН претерпела значительные изменения. В результате отказа от тактики «осажденной крепости» во взаимодействии со СМИ и обществом значительно повысилась открытость работы президиума РАН, а практика постоянного общения руководства РАН со СМИ дала возможность оперативнее и точнее представлять позицию РАН по различным вопросам научной, научно-технической и образовательной повестки.
Значительные изменения в последние годы произошли в научно-просветительской деятельности академии. Среди наиболее заметных проектов можно отметить работу с базовыми школами РАН, для учащихся которых по всей стране академики, члены-корреспонденты и профессора РАН читают сотни научно-популярных лекций, а для учителей базовых школ академией организуются уникальные по уровню научно-просветительские мероприятия на базе крупнейших региональных научно-образовательных центров.
Появление новых инструментов популяризации науки и информационных ресурсов академии требует реализации единой информационной стратегии РАН, которая обеспечит синергию взаимодействия всех составляющих системы внутренних и внешних коммуникаций академии. Основным элементом системы внешних коммуникаций академии должен стать новый сайт РАН с приданием ему статуса СМИ.
10. ЗАЩИТА ПРАВ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЧЛЕНОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
Нам нужна комплексная программа социальной поддержки для всех возрастных групп членов РАН.
Социальная поддержка, защита и обеспечение достойных условий работы членов РАН, забота о старшем поколении академического сообщества всегда входили в число моих приоритетных задач как руководителя академии. Несомненно, пристальное внимание этим вопросам планируется уделять и в будущем.
Одним из важных решений в этом направлении стало согласование в феврале 2022 года с Президентом Российской Федерации существенного (вдвое) увеличения размера ежемесячной денежной выплаты членам РАН. Планирую уже в ближайшее время довести вопрос повышения академической стипендии до практической реализации, а также предложить механизмы дальнейшей плановой индексации выплат членам академии.
Еще одной важной обязанностью считаю повышение качества медицинского обслуживания членов РАН. Планирую предпринять усилия и по улучшению санаторно-курортного обслуживания членов РАН.
В целом в качестве перспективной задачи предлагаю разработать комплексную программу социальной поддержки членов РАН с учетом интересов различных возрастных групп.
Для обеспечения правовой защиты членов РАН важно наращивать усилия по взаимодействию с правоохранительными структурами. Для этого представляется целесообразным создание постоянно действующего экспертно-аналитического органа с привлечением экспертов РАН и представителей правоохранительных структур.
Десять главных задач РАН
Резюмируя представленную программу, хочу подчеркнуть, что предложенный и реализуемый с 2017 года курс ведет в направлении, которое отвечает интересам и надеждам всего нашего научного сообщества. За прошедшие 5 лет многого удалось добиться и тем самым заложить основу для дальнейшего успешного развития академии. В случае, если вы поддержите меня на выборах президента РАН на второй срок, объединив усилия, мы вместе сможем решить стоящие перед академией масштабные задачи, представленные в этой программе:
1. вернуть РАН статус государственной академии, высшего научного учреждения страны;
2. увеличить вклад РАН в обеспечение технологического суверенитета страны;
3. усилить роль РАН в укреплении обороноспособности страны;
4. расширить участие академии в научном и научно-технологическом развитии российских регионов;
5. усилить роль отделений в системе управления РАН;
6. сохранить высокий научный уровень новых членов РАН и обеспечить комплексный подход к развитию научных кадров страны;
7. развивать научную дипломатию и новые направления международного сотрудничества;
8. повышать уровень российских научных журналов;
9. представлять и отстаивать экспертные позиции научно-академического сообщества, повышать престиж профессии ученого;
10. усилить защиту прав и социальную поддержку членам академического сообщества.
Думаю, что все мы понимаем, насколько тяжелее обосновывать повторное выдвижение, чем предлагать программу с нуля. Но сегодня я вижу, что сработало эффективно, а что необходимо менять и корректировать. Создан плацдарм для быстрого продвижения вперед, для всех нас появился шанс, который нельзя упустить! Вот почему я считаю своим долгом продолжить начатое и рассчитываю на вашу поддержку.

Нет комментариев