Сплошной октахедрит

Физики раскрыли тайну происхождения метеоритного кинжала фараона Тутанхамона. С подробностями — Gizmodo.

Ученые из Технологического института Тиба (Chiba Institute of Technology) в Японии — авторы статьи в журнале Meteoritics&Planetary Science — провели рентгеновское обследование железного кинжала, найденного в гробнице Тутанхамона, чтобы выяснить, как именно был обработан метеоритный металл для изготовления этого артефакта. По их мнению, кинжал сделали путем низкотемпературной ковки. И не в Египте. Когда археологи в 1920-х годах вошли в погребальную камеру Тутанхамона в Долине Царей, они обнаружили там среди предметов роскоши для загробной жизни фараона 30-сантиметровый кинжал. Лезвие кинжала было сделано из железа, что вызывало недоумение, потому что железный век наступил лишь спустя столетие после смерти Тутанхамона. Железные объекты, предшествовавшие широкому распространению знаний о металлургии железа, навели ученых на мысль о том, что они сделаны из метеоритного железа — кусков металла, которые падали с неба, а затем выковывались на Земле. Этот материал очень высоко ценился в Египте и за его пределами. Известен кинжал из метеоритного материала, найденный на территории Турции и датируемый ранним бронзовым веком. В гробнице Тутанхамона кроме кинжала нашли и другие железные изделия: железный подголовник и железный браслет. Исследование 2016 года подтвердило метеоритное происхождение фараонова железа с большой вероятностью, но оставались вопросы о классе метеорита, к которому оно относится, и как оно было выковано.
Японские ученые картировали элементарную структуру лезвия с помощью рентгеноскопии и установили концентрации железа, никеля, марганца и кобальта. В темных пятнах на лезвии они обнаружили серу, хлор, кальций и цинк. Но не менее интересным, чем состав элементов, было их распределение. «Мы нашли присутствие заштрихованной накрест текстуры на обеих сторонах лезвия кинжала, что было похоже на видманштеттенову структуру, характерную для октахедритовых железо-никелевых метеоритов», — сказал в комментарии порталу Gizmodo Томоко Араи (Tomoko Arai) — один из авторов исследования. Видманштеттенова структура обусловлена распределением никеля по объекту. Присутствие этого паттерна на Тутанхамоновом кинжале указывает на то, что он сделан из метеорита-октахедрита. При высокой температуре видманштеттенова структура исчезает, следовательно, кинжал ковали при относительно низкой температуре. Специфический клей, найденный на рукоятке кинжала, указал на вероятность производства оружия в Митанни, древнем государстве вблизи современной Турции.