Радары засекли

На Венере обнаружен действующий вулкан. Об этом сообщает The Conversation.

Венера близка Земле по размеру, массе и плотности, а потому предполагается, что она должна генерировать в своих недрах тепло с той же скоростью, что и наша планета. На Земле тепло выходит наружу в основном посредством вулканических извержений, и в среднем за год таких извержений происходит около полусотни. В то же время признаков вулканических извержений на Венере до сих пор замечено не было. Новое исследование геофизика из Университета Аляски (University of Alaska) в Фэрбенксе Роберта Херрика (Robert Herrick), которое он с коллегами опубликовал в Science, выявило на Венере по крайней мере один действующий вулкан. Непосредственные исследования поверхности Венеры невозможны из-за ее плотной атмосферы, которая непрозрачна для излучения практически всех длин волн, включая видимый свет. Единственный доступный способ получить представление о поверхности планеты — радарная съемка с борта космического корабля. Получаемое таким образом изображение выглядит как черно-белая фотография, где светлые области соответствуют неровностям, а темные — гладким участкам поверхности. Зонд NASA «Магеллан» облетал Венеру с августа 1990-го по октябрь 1994-го, картируя поверхность планеты с помощью радара. Судя по полученным тогда изображениям, более 80% поверхности были покрыты потоками лавы. Однако насколько давно имели место самые молодые извержения и продолжается ли какая-либо вулканическая активность в наши дни, оставалось загадкой на протяжении последующих трех десятилетий.
Авторы нового исследования сопоставляли радарные изображения одних и тех же областей Венеры, полученные зондом «Магеллан» в разное время. Сфокусировав внимание на потенциально вулканически активных участках, они выявили те из них, где детали поверхности, отмеченные в октябре 1991 года, отличались от рельефа того же места, реконструированного по радарным данным, полученным ранее, в феврале. Выявленные изменения лучше всего объясняются вулканическим извержением, произошедшим в какой-то момент с февраля по октябрь. Открытие было сделано в близкой к экватору области Атлы (Atla Regio), где находится самый высокий одиночный вулкан Венеры гора Маат (Maat Mons). Проведя компьютерное моделирование, при котором рассматривались различные геологические события, такие как оползни или землетрясения, ученые пришли к выводу, что подобные изменения могли быть вызваны только извержением. Ближайшие миссии к Венере, которые смогут проверить выводы авторов, намечены на 2030-2031 годы. Это межпланетная станция VERITAS NASA и орбитальный аппарат EnVision Европейского космического агентства (ESA).