Осторожное предположение

Загадку расширения Вселенной можно объяснить новым типом темной энергии. Об этом сообщает Nature News.

Признаки ранее неизвестной первичной формы субстанции, которая может объяснить, почему Вселенная расширяется быстрее, чем предсказывает теория, выявлены в двух независимых исследованиях, которые опубликованы на сервере препринтов arXiv. Космологи обнаружили признаки второго типа темной энергии, присутствующей повсюду, но остающейся загадочной субстанции, которая заставляет нынешнюю Вселенную расширяться с ускорением. Второй тип темной энергии мог существовать в первые 300 000 лет после Большого взрыва. Предположения о нем высказываются осторожные и предварительные, они основаны на данных, которые были собраны Атакамским космологическим телескопом (Atacama Cosmology Telescope), установленным в Чили, а также Южным полярным телескопом (South Pole Telescope) в Антарктиде. Если идея о втором типе темной энергии подтвердится, то разрешится многолетняя загадка, связанная со сведениями о ранней Вселенной, которые несовместимы со скоростью космического расширения, наблюдаемого сегодня. Но «по ряду причин воспринимать новые данные как открытие новой физики следует с большой осторожностью», говорит в комментарии Nature News Сильвия Галли (Silvia Galli), космолог из Парижского института астрофизики (Paris Institute of Astrophysics).
И Атакамский, и Южный полярный телескопы картируют космическое микроволновое фоновое, или реликтовое, излучение, которое считается послесвечением Большого взрыва. Картируя вариации этого излучения по всему небу с помощью специальных спутников, ученые нашли веские доказательства Стандартной космологической модели, описывающей эволюцию Вселенной, исходя из трех первичных компонентов: темной энергии, столь же загадочной темной материи, которая представляется первопричиной формирования галактик, и обычной материи, которой отводится меньше 5% общей массы и энергии Вселенной. Однако более точные измерения последних лет, основанные, в частности, на наблюдениях взрывов сверхновых, показали, что Вселенная расширяется на 5-10% быстрее, чем предусмотрено моделью. Введение понятия «ранняя темная энергия» могло бы сделать Стандартную модель еще точнее. Оба последних исследования еще раз изучили поляризацию реликтового излучения и позволили сделать вывод, что данные по изучению процессов распространения ударных волн в плазме до ее остывания и превращения в холодный газ лучше ложатся на Стандартную модель именно с учетом ранней темной энергии, чем без нее. Если данные будут подтверждены, то возраст Вселенной окажется на 11% меньше -12,4 миллиарда лет, а не 13,8.