Опасные встречи

Целые популяции животных рискуют исчезнуть из-за ДТП

Более 120 видов наземных млекопитающих в разных странах мира подвергаются повышенному риску гибели при столкновении с автотранспортом. Если наблюдаемые в последние годы показатели ДТП с животными сохранятся, то отдельные популяции могут исчезнуть в течение 50 лет. К таким выводам пришел международный коллектив исследователей, результаты работы которого недавно опубликованы в престижном научном журнале Global Ecology and Biogeography.
В течение пяти лет ученые анализировали влияние ДТП на популяции млекопитающих. Оказалось, что выживать в таких условиях могут только те животные, которые мигрируют или компенсируют смертность на дорогах высокой плодови­тостью.
«Для популяций с низкими темпами роста, например, для гривистого волка и онциллы (тигровой кошки) в Бразилии, бурой гиены в Южной Африке и леопарда в Северной Индии, происшествия на автодорогах — серьезный фактор, который влияет на их численность и может привести к полному исчезновению в ближайшие десятилетия, — рассказывают старший научный сотрудник кафедры биогеографии географического факультета МГУ и соавтор исследования, кандидат географических наук Елена Королева. — Мы разработали математическую модель с использованием видовых и популяционных характеристик животных, которая позволила оценить риск гибели в результате ДТП для 392 видов млекопитающих. Особо уязвимыми оказались 124 вида (32% от исследованных), в числе которых есть два российских — бурый медведь и амурский тигр. Основная причина дорожных происшествий с животными — пересечение автодорогами их индивидуальных участков, суточных и сезонных путей перемещения».
При оценке риска исчезновения млекопитающих ученые опираются на актуальные сведения о дорожно-транспортных происшествиях и плотности автомобильных дорог. Но они постоянно меняются в связи с развитием торговли и транспортных коммуникаций. Особенно опасно это для животных в развивающихся регионах Африки, Азии, Южной Америки.
«Эти данные будут обновляться по мере получения новых оценок для разных видов в тех или иных регионах мира, — говорит руководитель проекта, научный сотрудник Центра экологических и морских исследований Лиссабонского университета Клара Грило. — Наше исследование также позволило составить рейтинг уязвимости животных к ДТП, который может дать новую информацию агентствам дорожной инфраструктуры, неправительственным организациям и органам госуправления. Все это позволит избежать вымирания или резкого сокращения численности животных в окружающих ландшафтах».

Надежда Пупышева