НОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ОТВЕТСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Дмитрий МАРКОВИЧ

Введение
Почему я пошел на выборы
Я прошел путь, типичный для российского и тем более сибирского ученого. От школьника из заполярной глубинки через университет и аспирантуру, через один из крупнейших институтов Сибирского отделения РАН в Новосибирском Академгородке — месте научной силы и широчайшей междисциплинарности. С одной стороны, я видел на этом пути самоотверженный и вдохновенный труд ученых, блестящие открытия, многочисленные реализованные проекты. С другой стороны, накапливался багаж окружавших меня проблем, которые я как исследователь не мог не систематизировать и не анализировать.
Вместе со многими моими коллегами я не мог не задумываться над тем, «как нам обустроить» Академию наук и весь «сектор знаний» страны, какие ошибки необходимо исправлять и какие полезные нововведения реализовывать. Предложение баллотироваться в президенты РАН стало триггером, активизировавшим работу мысли в этом направлении и соответствующие обсуждения.
Накопленный исследовательский и административный опыт, внутреннее понимание ситуации позволяют мне построить общую картину необходимых изменений как во внутренней жизни академии, так и в ее внешних взаимосвязях и функциях.
Я уверен в том, что с помощью сильной двухуровневой (руководство + аппарат) управленческой команды РАН при активном участии большинства членов академии мы сможем осуществить задуманное.
Мои приоритеты
1. Российская академия наук должна стать по-настоящему встроенным в государственную систему центром формирования научно-технологической политики и национальной стратегии развития.
2. Академии следует быть равноприближенной ко всем субъектам сферы исследований, высшего образования, инноваций и высоких технологий. Необходимо помогать развитию науки во всех ее формах и типах организаций.
3. Со всеми уровнями и ветвями государственной власти должна быть налажена системная работа — от президента и председателя Правительства РФ до министерств и региональных администраций.
4. Требуется усилить роль отделений и проблемно ориентированных советов РАН для реализации функций опережающего прогнозирования и экспертизы крупных национальных стратегий, программ, инициатив.
5. РАН необходимо предпринимать планомерные действия по устранению дисбалансов в пространственном развитии науки в стране: от размещения научно-технологической инфраструктуры до справедливой оплаты труда ученых.
6. Академия должна разработать, принять и последовательно реализовывать молодежную политику — от продолжения институционализации профессоров РАН и совершенствования системы выборов в члены РАН с целью оптимизации возрастного состава до решения назревших вопросов организации аспирантуры; улучшать механизмы повышения квалификации и аттестации.
7. Необходимо совершенствовать систему правовой защиты и социальной поддержки членов академии и ученых.
Часть первая
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РАН
Российская академия наук — не над всеми, а для всех
Исторически наша академия во все времена являлась главной научной организацией страны. Но главная не руководящая всеми и вся, а равноприближенная ко всем и полезная всем.
Поэтому идею преобразования РАН в «ГКНТ 2.0» я не поддерживаю сразу по нескольким причинам. Даже если абстрагироваться от того, что экономика России уже не является единым «народно-хозяйственным комплексом», академия не жесткая управленческая вертикаль, а, по словам Аристотеля, «единство непохожих». Академический стиль работы и жизни — это дискуссии, плюрализм мнений и позиций.
Соответственно, Академия наук не в состоянии заместить собой всю структуру управления научно-технологическим комплексом РФ, но должна занять в этой структуре более ответственные позиции. РАН одновременно является и ключевым субъектом научно-образовательной политики, и мощным институтом развития. Оба эти качества следует укреплять и связывать как между собой, так и с другими элементами научно-технологического и образовательного ландшафта России.
РАН — ключевой субъект научной политики
Понятие ключевого субъекта предполагает:
а) способность формулировать такую политику на основе понимания как трендов развития мировой науки, так и возможностей России, отстаивать ее целесообразность во всех властных структурах, координировать ее проведение;
б) выступать инициатором процесса и вырабатывать общенациональные приоритеты в открытой дискуссии с учетом целей государства, задач экономики, запросов общества и логики науки.
РАН как институт развития
Академия — институт развития (прежде всего фундаментальной науки), ведущий разноплановую исследовательскую, экспертно-аналитическую, прогностическую, образовательную, международную и пропагандистскую деятельность.
РАН как институт развития должна, наконец, излечиться от «фантомных болей» дореформенной поры и перестать считать своим единственным ресурсом и зоной ответственности академические институты, подведомственные трем академиям до реформы. Академия по определению обязана быть равноприближенной ко всем — активно сотрудничать с вузовской, отраслевой и корпоративной наукой, государственными и корпоративными научными центрами.
Статус РАН: права, обязанности, ответственность
РАН должна добиваться возвращения статуса государственной Академии наук, дающего дополнительные права, обязанности и ответственность.
Права:
— вносить предложения о создании и изменении законов;
— выступать учредителем/соучредителем новых междисциплинарных научных центров, в том числе крупных ЦКП, установок мегасайенс и т. д.;
— инициировать масштабные комплексные проекты развития: КНТП, ИНТЦ, федеральные наукоемкие территории и т. п.;
— проводить экспертизу не только всех без исключения крупных научных, научно-технологических и научно-образовательных проектов, но и всех межгосударственных, государственных, макрорегиональных и региональных концепций и стратегий развития, программ и проектов;
— участвовать в лице президента РАН в работе правительства в качестве полноправного члена кабинета министров, аналогичную позицию занимать в Государственном совете и Совете безопасности РФ;
—  управлять переданным РАН государственным имуществом, в т. ч. возвращенными научными музеями, коллекциями, экспозициями, библиотеками, архивами и домами ученых;
— делегировать свои права региональным отделениям, представительствам и филиалам.
Обязанности:
— выступать полновесным участником разработки научно-технологической политики РФ;
— выполнять набор специфичных функций как определенных действующим законодательством, так и расширенных;
— информировать органы государственной власти РФ об угрозах и рисках для государства, его институтов и граждан.
— выступать от лица Российской Федерации в международных научных советах, экспертных органах и других научных коллаборациях, требующих коллективного участия/членства.
Ответственность:
— за соблюдение принципов открытости, компетентности и общественного блага при формировании научно-технологической политики и национальных приоритетов;
—  за эффективность научной политики РФ согласно определенным в ней же критериям и индикаторам;
— за эффективность собственной деятельности как института развития;
— за квалификацию кадров академии как высшего экспертного органа, а также управляющего состава научных и образовательных организаций.
РАН как единое «окно в науку» для индустриальных партнеров
Большие корпорации на высококонкурентных рынках с долгосрочными стратегиями нуждаются в качественной науке, все задачи невозможно решить внутренними R&D-структурами. Корпорации работают как с научными институтами и вузами, так и непосредственно с РАН и его отделениями, выступающими в качестве интегратора, организатора или навигатора.
Функция «окна в науку» для индустриальных партнеров открывает для РАН возможность привлечения серьезных внебюджетных ресурсов. Это, в свою очередь, требует внедрения практик корпоративного управления внутри академии и взаимодействия с бизнесом по его правилам и форматам.
Взаимодействие РАН с субъектами научной и научно-технологической деятельности
Государственные научные учреждения — это не только институты и ФИЦ, находящиеся под научно-методическим руководством РАН и ее отделений. Это крупные национальные исследовательские центры правительственного либо ведомственного подчинения, такие как НИЦ «Курчатовский институт», в Сибири — НИМЦ им. академика Е.Н.Мешалкина Минздрава РФ. Наш опыт многолетнего сотрудничества институтов с такими центрами показывает его продуктивность.
Отдельным вопросом хочу выделить взаимодействие с субъектами аграрной и медицинской науки как важнейшую составляющую деятельности РАН. В настоящее время абсолютно необходимо укрепление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в первую очередь с Минобрнауки, Министерством сельского хозяйства и Министерством здравоохранения.
РАН и образовательная система России
Академия должна реализовать в полной мере данное ей федеральным законом право осуществлять научно-методическое руководство организациями высшего образования вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Помимо выполняемой сейчас экспертизы выполнения госзадания на НИР это участие в формировании программ развития, мониторинг всей научно-образовательной сферы в вузах, включая анализ образовательных программ.
Важнейшее образовательное звено, которое, безусловно, должно находиться в сфере внимания и ответственности РАН, — научная аспирантура. От ее эффективности напрямую зависит качество российской науки на долгие десятилетия вперед.
Замечательный проект базовых школ РАН — это только начало. Необходимо расширять и интенсифицировать эту инициативу, а также, безусловно, активнее содействовать успешной работе существующих физико-математических и других специализированных школ при университетах. Кроме того, школьные общеобразовательные программы должны находиться в сфере внимания РАН при ее активном сотрудничестве с Минпросвещения.
Роль РАН в обеспечении обороноспособности и внутренней безопасности страны и ее граждан
Президент РАН должен по должности стать членом Совета безопасности РФ, ответственным за ориентированность гражданской науки страны на интересы национальной безопасности и за прогнозирование угроз и рисков.
РАН следует готовить для Совбеза закрытые доклады по вероятным угрозам: геополитическим, природным, антропогенным, с рекомендациями по их преодолению.
Одной из важнейших задач Академии наук становятся инициирование и поддержка фундаментальных (шестой раздел ПФНИ) и тем более поисковых и прикладных работ, нацеленных на оборону и безопасность, а также исследований двойного назначения.
РАН необходимо инициировать приведение к единообразию нормативой базы различной направленности и принадлежности, чтобы исключить несостыковки и белые пятна в вопросах сохранения государственной тайны. Создать согласованную с силовыми ведомствами экспертную комиссию, рассматривающую проблемные ситуации на доследственной стадии.
Гуманитарные взаимодействия РАН
Согласен с представителями гуманитарных наук в том, что особенность текущего момента выражается в трансформации существующих концепций бытия и развития экономики и общества. Новые задачи для гуманитарных наук могли бы, помимо прочего, включать следующие направления:
— развитие исследований по проблематике изменения человека, его идентичности, сознания, мышления, социальных качеств, что неизбежно происходит в связи с внедрением «умных» технологий в повседневную жизнь.
— развитие фундаментальных и прикладных гуманитарных междисциплинарных исследований по методологии науки, подготовке исследователей, повышению квалификации ученых и преподавателей всех ступеней;
— целевые разработки, связанные с оценкой развития человеческого капитала страны и регионов по проблематике, связанной с капитализацией человеческих ресурсов.
— привлечение в гуманитарные исследования методик и инструментариев других научных сфер (физики, химии, информатики и др.);
— укрепление института просветительства, использование разнообразных форматов, связанных с просвещением и образованием (открытые дискуссии, лектории, клубы и др.).
РАН в глобальном научном ландшафте
Наука по определению интернациональна. В ситуации информационной и научно-технологической блокады возрастает ценность каждого сохраненного контакта в сфере исследований на любом уровне, от государственной академии до отдельного ученого. РАН как научная институция должна поддерживать постоянную связь со всеми своими иностранными членами и по мере возможностей вовлекать их в свои инициативы и мероприятия.
Возрастает роль международных межакадемических ассоциаций, таких как МААН и Ассоциация государственных академий стран ШОС. РАН следует приложить усилия к созданию аналогичной структуры в рамках БРИКС с учетом возрастающей значимости и влиятельности этого альянса.
Межакадемический совет (МАС) по проблемам развития Союзного государства (СГ) нацелен на то, чтобы ученые и технологи России и Беллоруссии могли сотрудничать так, как если бы они жили в едином государстве. Видимо, для РАН настало время от своего лица предложить руководству двух стран концепцию переформатирования самого СГ, чтобы снять барьеры.
Вынужденный «поворот на Восток (Юго-Восток)» при определенной активности и избирательности сторон может стать благотворным фактором для российской науки. В рамках РАН следует организовать массовый мониторинг и перевод научных публикаций не только на английском, но также на основных европейских языках, китайском, японском и корейском.
Часть вторая
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСТРОЙСТВУ И РАЗВИТИЮ РАН
Усиление и расширение функций академии
Экспертиза важнейших государственных стратегий, программ, проектов должна без исключений относиться к Академии наук. Независимо от их происхождения, сферы применения и масштаба (от регионального и выше).
Экспертиза проектов в области фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, проектов в научно-технологической и научно-образовательной сферах (НОЦ, ИНТЦ, КНТП, федеральная территория и т. п.) тем более должна без исключений относиться к компетенции РАН.
Необходимо кардинальное усиление аналитической и прогностической функций академии. Научный прогноз важен с точки зрения как расстановки приоритетов, так и предвидения будущих вызовов и тем более угроз с целью формирования превентивных ответов.
Кем брать? Прежде всего, силами тематических и региональных отделений РАН, а также проблемно ориентированных научных советов.
Системная интеграция в сфере исследований, образования и технологий должна стать прерогативой РАН, равно как инициативное обоснование мегапроектов, проектов государственного значения. Это:
— исследовательские программы по широчайшим, вплоть до глобальных, проблематикам — климату, экологии, медицине и долголетию, продовольственной безопасности, космосу, Арктике и т. д.
— программы, выходящие (частично или полностью) за рамки исследовательской сферы и имеющие более широкую социально-экономическую значимость, как пример — программа «Енисейская Сибирь».
Обновленная Академия наук — организатор развития координирующих научных структур по всей территории России. Это предполагает создание представительств РАН в регионах и филиалов региональных отделений; развитие региональных научных центров.
Особое место в региональной политике РАН должна занять защита от ликвидации институтов, имеющих низкую категорию, но высокую региональную и/или отраслевую значимость. «Туда, где исчезает наука, приходят шаманы».
В целом вместо категорирования целесообразно проводить конкурсы на дополнительное финансирование (наподобие «Приоритета 2030»), а оценку эффективности институтов давать на основании комплексных проверок комиссиями с участием как экспертов РАН, так и независимых специалистов.
Необходимы кратный рост финансирования издательской и просветительской деятельности РАН, последовательный переход на OpenAccess со столь же последовательным сохранением русского научного языка. Важно создать систему непринудительных стимулов к тому, чтобы ученые публиковали свои новые результаты в солидных рецензируемых российских журналах, не препятствуя публикации в международных.
Пропаганда и популяризация науки, научного труда, знаний и достижений. В последнее время академия стала проявлять на этом поле некоторую активность, но пока что далека от позиций лидера и координатора. Необходимо восстановить активность по борьбе с лженаукой и псевдонаукой, расцветающей в массмедиа и приводящей к массовым заблуждениям и невежеству.
Форматы диалога РАН с властью и бизнесом
— Президент РАН должен не только посещать заседания Правительства РФ, а по определению быть его членом наравне с министром науки и высшего образования.
— Аналогичная позиция главе академии должна быть предоставлена в Государственном совете и Совете безопасности РФ.
— Руководству РАН следует «прописаться» в профильных комитетах и комиссиях Госсовета, Госдумы и Совета Федерации, то есть периодически выступать с докладами по наиболее актуальным вопросам развития науки и технологий на заседаниях этих комитетов и комиссий, не реже раза в год — на «Экспертном часе» Совфеда и «Парламентском часе» Госдумы.
— Не одному президенту РАН, а всему руководству, экспертам академии надлежит на регулярной основе встречаться с отраслевыми министрами и руководителями госкорпораций, а также крупнейших частных и государственно-частных компаний.
— Работа с региональными органами исполнительной власти должна проводиться на двух уровнях (всей РАН и ее региональных отделений, филиалов и научных центров), но скоординировано и по единой повестке.
Молодежная политика РАН
— Формирование в составе РАН «молодежных» вакансий, в том числе с «плавающими» возрастными ограничениями, в зависимости от специфики отделений.
— Вхождение председателя Совета молодых ученых РАН в состав Президиума Академии наук.
— Повышение роли и институционализация профессоров РАН как основного «энергоресурса» Академии наук. С выплатой академической стипендии и правом голоса: на выборах — только профессоров РАН, по другой повестке — без ограничений.
— Национальная (под эгидой РАН) программа молодежных научных проектов и мероприятий до 2030 года. Академия должна формулировать для молодежных научных коллективов большие интересные задачи.
— Инициирование перенастройки российской научной аспирантуры.
— Содействие в решении жилищного вопроса. Служебное, арендное жилье, жилищные кооперативы, сертификаты, дотации и компенсации. «Нулевая ипотека» по всей территории РФ для научной и вузовской молодежи.
— Пропаганда и популяризация научных достижений силами прежде всего научной молодежи — «молодые зовут в науку молодых».
Членство в РАН
Считаю важными следующие изменения:
— согласованная коллегиальная балансировка номенклатуры академических специальностей и вакансий, в том числе с учетом государственных приоритетов и трендов развития науки и технологий;
— повышение и последующая индексация академических стипендий членам академии всех ступеней;
— назначение социальной пенсии ведущим ученым, включая членов РАН на уровне государственных служащих и военнослужащих, организация их специализированного медицинского обслуживания.
Масштабирование на академию успешных практик ее Сибирского отделения
Программы развития
От Сибирского отделения РАН исходили инициативы разработки и реализации Программы нейтронных и синхротронных исследований РФ, Плана комплексного развития СО РАН, новосибирской программы «Академгородок 2.0», а также возведения объектов класса мегасайенс — ЦКП «СКИФ», Национального гелиогеофизического комплекса РАН в Прибайкалье.
Комплексные проекты
Большая норильская экспедиция. В 2020-2022 годах полпред Президента РФ инициировал обращение в СО РАН руководства «Норникеля» после разлива топлива на норильской ТЭЦ-3. Сибирское отделение оперативно сформировало временный коллектив в составе около 50 сотрудников 14 институтов из пяти городов.
Большая научная экспедиция по изучению биоразнообразия Северной Евразии (2022) — еще один комплексный проект совместно с «Норникелем», охватывающий все проявления живой природы на всех территориях производственной и логистической активности компании: Кольском полуострове, Ямале и Таймыре, Забайкалье.
Проектные офисы
Для реализации программ и проектов в интересах индустриальных партнеров и других заказчиков в Сибирском отделении создан Центр управления проектами, для выполнения комплексных заказных работ с природоохранной спецификой — НИЦ «Экология» СО РАН. Для индустриальных партнеров с 2021 года выходит журнал «Наука и технологии Сибири» о разработках институтов с высоким уровнем готовности.
Быстрое реагирование
Межведомственная рабочая группа СО РАН по ковиду, в течение двух недель подготовившая для Правительства РФ информацию о противо-эпидемических заделах, разработках и продуктах по Сибирскому федеральному округу.
Оперативный аудит силами экспертов СО РАН проектов и заделов по 12 критическим областям импортозамещения.
Заключение
МОИ первые шаги на посту президента РАН
Внутри РАН:
1. После выборов вице-президентов, академиков-секретарей отделений, Президиума РАН провести ряд его заседаний, а также совещаний более узкого формата, чтобы предлагаемые замыслы и планы стали коллегиальной дорожной картой. Одним из важнейших решений видится создание в стенах Академии наук двух первоочередных документов:
— комплексного научного доклада РАН по возможностям социально-экономического развития России в новых геополитических условиях;
— стратегии развития самой Российской Академии наук.
Разумеется, и то, и другое потребует долговременной, в горизонте нескольких месяцев, работы. Но необходимо без промедлений продумать и утвердить структуру и руководителей рабочих коллективов, алгоритмы их действий и взаимодействий.
Второй документ, видимо, следует рассмотреть и утвердить на специальном внеочередном Общем собрании РАН.
2. Организовать аудит функционалов центрального аппарата Академии наук с целью выявить возможные дублирования и, наоборот, белые пятна. Особое внимание — аппарату тематических отделений РАН. Необходима корректировка структуры центрального аппарата РАН и взаимодействий его подразделений с целью активизации и расширения аналитико-прогностических, экспертных, коммуникативных функций.
3. Совершить ряд поездок в региональные отделения, филиалы и научные центры РАН, чтобы in situ воспринять специфичные для отдельных территорий проблемы и содействовать их решению.
Вовне РАН:
4. Встретиться с руководителями профильных комитетов/комиссий Государственной Думы и Совета Федерации РФ, чтобы обсудить участие руководства РАН в работе обеих палат.
5. С руководством СГ России и Белоруссии обсудить перспективу расширения круга возможностей этого меж/надгосударственного института, прежде всего в плане научно-технологической деятельности.
6. Провести ряд встреч с федеральными министрами (Минпромторг, Минэкономразвития, силовой блок, другие ФОИВы) и руководителями крупнейших индустриальных корпораций с целью конкретизации точек соприкосновения и получения дополнительных запросов на научную поддержку.
7. В смешанном формате провести специальную сессию с иностранными членами РАН на предмет их участия в поддержании сохранившихся международных связей и налаживании новых.

Нет комментариев