Не счесть тарелок

Крупнейшую в мире сверхчувствительную радиоастрономическую обсерваторию построят на двух континентах. Об этом пишет Nature News.

После 30 лет планирования и переговоров началось строительство Антенной решетки площадью в квадратный километр (Square Kilometre Array, SKA). Гигантский научный прибор с таким названием раскинется в Австралии и Африке и будет регистрировать радиосигналы, испускаемые небесными объектами. Изучение этих сигналов может пролить свет на самые загадочные проблемы современной астрономии — природу темной материи и эволюцию галактик. В начале декабря астрономы и представители местных общин отправились в Северо-Капскую провинцию Южно-Африканской Республики и Западную Австралию для участия в церемонии закладки камней — с участием официальных представителей обсерватории SKA, межправительственной организации, которая отвечает за радиотелескопы, составляющие Антенную решетку. Большие расстояния между антеннами и их огромное количество должны обеспечить беспрецедентную чувствительность нового телескопа. По диапазону улавливаемых частот антенны разделены на две группы, условно среднюю SKA-Mid и «низкую» SKA-Low. «Низкая» предназначена для диапазона от 50 мегагерц до 350 мегагерц, а «средняя» — для частот от 350 мегагерц до 15,4 гигагерц. Все это множество антенн-тарелок заработает как единый телескоп. Его строительство будет многостадийным. Первая фаза, которая обойдется почти в полтора миллиарда долларов США, должна завершиться в 2028 году. Конечная цель — установка тысяч тарелок в Южно-Африканской Республике и африканских странах-партнерах проекта и одного миллиона тарелок по всей Австралии. Таким образом, общая площадь покрытия антеннами составит один квадратный километр. Первая фаза — это десятая часть плана.
«SKA станет огромным научным шагом вперед», — сказал в комментарии Nature News Эрвин де Блок (Erwin de Blok) из Нидерландского института радиоастрономии (Netherlands Institute of Radio Astronomy), где под его руководством осуществляется масштабная программа изучения формирования галактик (MHONGOOSE). Комплекс антенн SKA-Mid «поможет исследовать ближние галактики с большей детализацией и напрямую определять направление потоков газа в галактиках, а также процессы, приводящие к образованию звезд», отмечает де Блок. «Чувствительность SKA-Low позволит наблюдать с большей обстоятельностью дальние пределы Вселенной, и это особенно вдохновляет, потому что о первых миллиардах лет Вселенной нам известно очень мало», — говорит Дуглас Бок (Douglas Bock), директор Департамента космоса и астрономии австралийского Государственного объединения научных и прикладных исследований (Commonwealth Scientific and Industrial Research Organisation (CSIRO).