Молекулы жизни

В образцах с астероида Рюгу найдены витамин B3 и урацил. Об этом сообщает Sci.News.

Никотиновая кислота, или витамин В3, а также урацил — одно из четырех оснований рибонуклеиновой кислоты, РНК — выявили в водных экстрактах образцов околоземного астероида Рюгу. Это открытие подкрепляет идею о том, что подобные молекулы, представляющие интерес в контексте теорий о зарождении жизни, были занесены на Землю углеродистыми астеро­идами, в которых они образовались. Открытый в 1999 году Рюгу — астероид класса С, темный углеродистый объект, диаметр которого 900 метров. Возвращаемая миссия к астероиду Рюгу, аппарат Японского агентства аэрокосмических исследований «Хаябуса-2» (Hayabusa-2), была запущена в декабре 2014-го и достигла астероида в июне 2018 года. Образцы с поверхности Рюгу собирал посадочный модуль миссии. В декабре 2020-го этот первозданный астероидный материал был доставлен на Землю. «Ученые прежде обнаруживали нуклеиновые основания и витамины в богатых углеродом метеоритах, но в тех случаях всегда оставался вопрос о возможном загрязнении материала небесного камня после падения на Землю», — цитирует доктора Ясухиро Оба (Yasuhiro Oba) из Университета Хоккайдо (Hokkaido University) Sci.News. «Поскольку “Хаябуса-2” взял два образца непосредственно с Рюгу и доставил их на Землю в запечатанных капсулах, загрязнение исключено», — подчеркнул он.
В новом исследовании Оба с коллегами искали в двух образцах с Рюгу нуклеиновые основания и другие классы азотсодержащих молекул. Анализируя замоченные в горячей воде частицы астероидного вещества методами жидкостной хроматографии и масс-спектрометрии, они обнаружили урацил, витамин В3 и еще несколько органических соединений с азотом. Урацила в образцах было немного, в одном — шесть, в другом — 32 частицы на миллиард, тогда как витамин В3 оказался более распространенным, его концентрация в одном образце составила 49 частиц на миллиард, в другом — 99. Эти соединения похожи на те, что находили ранее в богатых углеродом метеоритах, но не идентичны им. «Обнаружение урацила ведет нас непосредственно к современным теориям происхождения нуклеиновых оснований на ранней Земле», — говорит Оба. Он отметил также, что миссия NASA OSIRIS-Rex, которая доставит на Землю образцы с астероида Бенну уже в этом году, позволит провести сравнительное исследование состава двух астероидов, что внесет вклад в развитие популярных теорий космического происхождения «строительного материала» для возникновения жизни на Земле. Результаты анализа вещества с астероида Рюгу опубликованы в Nature Communications.