Канал напряжения

Москвичам и петербуржцам не хватает мест в столичных вузах

Единому государственному экзамену (ЕГЭ) — двадцать лет. За это время он выдержал немало критики, во многом изменил свое содержание, но все же прижился. К нему привыкли, а результатам стали доверять.
Со своей основной задачей ЕГЭ справился — в целом такой способ приема в высшие учебные заведения сейчас устраивает и вузы, и абитуриентов, и родителей. Но, как говорится, нет предела совершенству.
В последний день Петербургского международного экономического форума состоялась публичная дискуссия «Точечное попадание: какой должна быть система приема в университеты». В ней приняли участие министр науки и высшего образования России Валерий Фальков и ряд экспертов в сфере образования. Они обсудили, как сделать прием в вузы более справедливым и эффективным. Центральным стало выступление ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова.
— Одно из самых больших достижений ЕГЭ — резкое расширение доступа к высшему образованию, — отметил ректор «Вышки». — Сегодня в высшие учебные заведения поступают в три раза больше молодых людей соответствующих возрастных когорт, чем в советские годы. Образование — крупнейший социальный лифт. Но вот вам и обратная сторона медали: сегодня в вузах Москвы и Санкт-Петербурга учатся около 70% иногородних студентов. Что это значит для местных абитуриентов, набравших чуть меньше баллов на ЕГЭ? Они, конечно, могут поехать учиться в Пензу, где проходной балл ниже, однако жители мегаполисов рассматривают невозможность поступления в достойный университет в своем городе как несправедливость. Так формируется канал напряжения в крупнейших городах. Нужно искать механизмы компенсации социальной неудовлетворенности, уверен Я.Кузьминов.
Ректор обозначил несколько способов сделать прием в вузы более справедливым. Можно дать абитуриентам возможность сдавать ЕГЭ в несколько попыток. Можно дополнить нынешнюю систему «длинным портфолио», которое формально будет учитывать достижения молодых людей не только в учебе, но и в спорте, клубах по интересам и волонтерстве. Все данные легко хранить при помощи технологии блокчейн — достаточно лишь их зафиксировать, например, через центры госуслуг. Такая практика уже есть, но ее можно вывести на принципиально новый уровень.
Еще один серьезный перекос: на бюджетное обучение по некоторым направлениям из года в год принимают абитуриентов с баллом ниже 60, в то время как на другие (платные) программы можно поступить лишь с баллами не ниже 80. Я.Кузьминов полагает, что обучение студента с такими низкими знаниями по математике на инженерных специальностях неэффективно и может даже привести к нежелательным последствиям.
Предложил ректор «Вышки» обратить внимание и на предметные олимпиады, список которых, по его мнению, уже давно нуждается в расширении.
— У нас нет серьезных олимпиад по инженерии, медицине и массе предметов, которые, например, связаны с сельским хозяйством, — рассказал Я.Кузьминов. — Зато есть три узкие группы: наука, высокое искусство и спорт. Но это же всего 10% рынка труда. Давайте искать таланты и выстраивать систему отбора не только физиков и математиков.
В конце своего выступления ректор напомнил коллегам и об образовательных кредитах, которые, по его мнению, остаются недооцененными, так как многие молодые люди боятся брать на себя финансовую ответственность. Я.Кузьминов предложил рассмотреть возможность списания долга за отличную учебу.
В.Фальков, отвечая ректору «Вышки», согласился, что проблема «перенаселения» вузов абитуриентами из других регионов существует. Он объяснил это тем, что подавляющая часть университетов, получивших дополнительные ресурсы от государства в рамках программ развития высшего образования, — это ведущие столичные вузы. Но министр не считает правильным «собирать всю страну в Москве и Петербурге», иначе «будет пустыня за пределами мегаполисов».
В.Фальков убежден, что необходимо увеличивать число бюджетных мест в региональных вузах. Одновременно следует запустить программы развития для 120-125 региональных университетов, способных улучшить ситуацию на периферии.
Что же касается судьбы самого ЕГЭ, то экзамен продолжит совершенствоваться, уверен министр. Равно как и вузовские олимпиады, которые давно нуждаются «в академическом детоксе» или, другими словами, в ревизии, которую периодически надо проводить по всем направлениям.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев