Холода не беда?

Арктика могла быть местом обитания древних приматов. Об этом пишет Science News.

Сегодняшнее Заполярье — непривлекательная среда для большинства приматов, но, судя по окаменелостям животных, которые здесь обнаруживают с 1970-х годов, так было не всегда. Десятки зубов и челюстных костей, откопанных на самом северном канадском острове Элсмир, относятся к двум видам ранних приматов или по крайней мере их близких родственников, которые жили в Арктике около 52 миллионов лет назад, сообщают палеонтологи в журнале PLOS ONE. Это первые останки приматоподобных существ, когда-либо найденные в Арктике, и они принадлежат животным размером с сурка, которые могли сновать между деревьями болотных лесов, некогда покрывавших значительно более теплое, чем сейчас, Заполярье. Тем не менее обитатели этой среды должны были быть приспособлены к долгим месяцам зимы без солнечного света. «А потому присутствие приматоподобных животных в Арктике невероятно неожиданно», — цитирует одного из авторов публикации, палеонтолога Криса Берда (Chris Beard) из Канзасского университета (University of Kansas), Science News. «Ни одного примата или родственника примата никогда не находили так далеко на Севере», — отмечает он. Низкие температуры, скудная растительность и долгие месяцы постоянной темноты не лучшие условия для жизни, особенно жизни приматов, эволюционировавших из небольших, лазающих по деревьям и питающихся в основном их плодами существ. По сей день большинство приматов, за исключением людей и японских макак, старается держаться тропических и субтропических лесов, находящихся вблизи экватора. Но не всегда такие леса были ограничены их нынешним местоположением. В эпоху раннего эоцена, которая началась около 56 миллионов лет назад, наша планета пережила период интенсивного потепления, который способствовал продвижению лесов и их теплолюбивых обитателей на север.
Изученные Бердом с коллегами ископаемые зубы и челюстные кости отнесены к двум видам вымершего рода небольших млекопитающих, обитавших в Северной Америке в эпоху эоцена, Ignacius mckennai и Ignacius dawsonae. Ученые давно дискутируют по поводу того, рассматривать ли представителей рода Ignacius как приматов или как их близких родственников. Но, как бы то ни было, обнаружение тех и других на севере Заполярья неожиданно. Как показало исследование, полярные Ignacius адаптировались к местным условиям: в отличие от своих южных собратьев они имели сильные челюсти и зубы, подходящие для потребления твердой пищи, что позволяло зимой (в отсутствие плодов) питаться орехами и семенами.