Вираж по расписанию. Крымское образование синхронизируют с российским.

Системы российского и крымского образования начали синхронизироваться. Переходный этап, как “Поиск” уже сообщал (см. №14, 2014), продлится три года. За это время властям предстоит решить множество задач. На прошедшей недавно в пресс-центре “Парламентской газеты” конференции чиновники и эксперты объяснили, какие шаги по интеграции образовательных программ Крыма в российскую систему образования власти совершат в первую очередь.
Уже известно, что крымские выпускники получат российские аттестаты, но сдавать экзамены будут “по старинке”, согласно украинским законам. И только если молодые люди захотят поступить, так сказать, “с полуострова на континент”, то есть в другие субъекты РФ, им придется сдать единый государственный экзамен. Пункты для сдачи откроют во всех городах Крыма.
— Мы знаем, что попробовать себя в ЕГЭ хотят около 3000 выпускников крымских школ, — уточнила заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Алена Аршинова.
В Крыму сейчас 89 университетов, и 80 из них не подчиняются местному Минобрнауки. В связи с этим должен состояться адекватный диалог между властями России и Украины по поводу смены ведомственной принадлежности крымских вузов.
— Нам нужно отбросить партийные разногласия в стране, если таковые есть, и сообща работать, помогать Крыму и Севастополю. Минобрнауки сейчас создало хорошую дорожную карту, где пошагово расписан весь переходный этап, — отметил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Виктор Шудегов.
По его словам, проводить такие обучающие семинары очень важно. Все образовательные учреждения Крыма пока находятся вне закона, руководству еще предстоит написать уставы, зарегистрироваться, а школам и вузам — перейти на российские образовательные стандарты. Большинство учреждений — в “аварийном состоянии”, отметила Алена Аршинова, привести их в порядок нужно уже к началу учебного года, а значит, необходимо выделить средства на ремонт и учебное оборудование.
— На Украине своя система оценивания. У них высшая оценка 12 баллов, у нас — 5. Они начинают учиться с шести лет, мы — с семи. Нужно правильно выполнить вираж, — добавил Виктор Шудегов.
Более того, крымские школьники учили другую историю и литературу. Недавно, по словам В.Шудегова, стало известно, что в украинских учебниках истории Крым упоминается только один раз — в связи с тем, что там были какие-то крестьянские волнения. Если это правда, то над учебниками по истории и обществознанию также придется немало поработать.
Нужно провести и нострификацию дипломов, выданных крымским преподавателям. Образовательное сообщество необходимо познакомить также с российским гражданским и бюджетным законодательством, считает директор Центра по прикладным социально-экономическим исследованиям и разработкам ИО НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина.
— В Крыму нет никакой финансовой самостоятельности вузов, поэтому очень важно, чтобы круг денежных вопросов был включен в список первостепенных задач. Надо провести работу с родителями, управляющими советами, чтобы снизить психологические риски и недоверие, которое может возникнуть в будущем. Если диалог состоится, то все проблемы окажутся по плечу! — прокомментировала директор центра.
Она также напомнила, что власти Украины не признали результаты Крымского референдума, а значит, они не настроены на беспроблемный перевод студентов из своих вузов в российские и на другие действия. Необходимо обеспечить безопасные условия по переводу молодежи из вуза в вуз.
Татьяна Абанкина обратила внимание и на то, что в Крыму признали три государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский. Новая система образования должна предоставить возможность адаптации программ с учетом языковых культур и национальных традиций.
Бояться, что крымчане потеснят россиян в университетах, по мнению экспертов, вообще не стоит. Участники конференции сошлись во мнении, что Крым — привлекательное место, и далеко не каждый захочет уехать на учебу в северные города. Наплыв студентов, может быть, и будет, но в другом направлении. Северяне поедут получать образование на юг, поближе к морю и теплу. Такого мнения, кстати, придерживается и Виктор Шудегов.
Крым — настолько благодатное место, что развитие образовательного и бизнес-туризма может принести большой доход. Тем более что культура края связана с русской культурой и героическими страницами нашей истории. Так что в первую очередь Россия должна сделать Крым самодостаточным, считает Татьяна Абанкина.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото автора

Нет комментариев