Вверх по регистрам. Как поднять качество инженерного образования в России?

Из 200 тысяч инженеров, которых ежегодно выпускают российские вузы, более половины отказываются работать по специальности. Почему так? Может, потому, что, являясь едва ли не самым трудоемким для человека, инженерное образование не гарантирует пока в России материального успеха и достойной реализации личности? Отсюда — резкое падение престижа технических профессий в глазах молодежи и сокращение доли высокотехнологичной продукции в структуре отечественного экспорта: с 20% в советское время до 5% сегодня (для сравнения: в США эта доля составляет 37%, в Японии — 42%)… А может, потому, что сложившаяся система подготовки инженерных кадров все еще недостаточно ориентирована на быстро меняющиеся запросы реального сектора экономики? Кстати, по данным опроса, проведенного Ассоциацией инженерного образования России (АИОР), подавляющее большинство экспертов (84%) — специалистов отрасли — оценили состояние инженерной подготовки и инженерного дела в стране как критическое…

Вопросы совершенствования качества инженерной подготовки и профессионально-общественной аккредитации инженерных образовательных программ, как ее важной составляющей, стали основной темой сразу нескольких мероприятий, главным инициатором и организатором которых выступили АИОР, а также Санкт-Петербургский и Томский политехнические университеты. В ходе общественных слушаний, Международного семинара ректоров европейских и российских технических университетов и XIII съезда АИОР были рассмотрены законодательные аспекты, достоинства и недостатки существующей системы профессионально-общественной аккредитации, ее значимость для повышения качества инженерной подготовки. Участниками мероприятий стали представители Министерства образования и науки РФ, члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, руководители вузов, реализующих инженерные образовательные программы, представители работодателей и научно-образовательного сообщества.
— На личном опыте знаю, с какими проблемами сталкиваются промышленные предприятия при подготовке и наборе инженерных кадров, — отметил открывший общественные слушания заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Кресс. — И если прежде мне приходилось вникать и решать вопросы, связанные с подготовкой кадров, в частности инженерных, в статусе главы Томской области, то теперь приходится действовать со стороны законодателей. Профессионально-общественная аккредитация — один из главных элементов системы гарантии качества подготовки специалистов в области техники и технологии. В феврале этого года уже состоялись парламентские слушания по проблемам инженерного образования. К слову, подобных мероприятий и в Госдуме, и в Совете Федерации проходит немало. Важно, чтобы их результаты шли на пользу дела, а не становились очередной “галочкой” в отчетах. Созданная по итогам парламентских слушаний рабочая группа сейчас трудится над законодательными инициативами, старается вести мониторинг исполнения решений и рекомендаций слушаний. Пока, увы, из ряда ведомств получены лишь формальные отписки. Причем есть и такие бумаги, где говорится, что все проблемы, мол, решены и вопрос инженерной подготовки вообще можно “снять с контроля”… Очень надеюсь, что по итогам данных общественных слушаний нам удастся не просто обратить внимание на проблемы профессионально-общественной аккредитации инженерных образовательных программ, как важной составляющей подготовки инженерных кадров, но и добиться конкретных результатов.
Подробнее о том, как складывается сегодня ситуация с профессионально-общественной аккредитацией в России, о деятельности АИОР в данном направлении, проблемах, возникших в области профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в связи с принятием новой версии Федерального закона “Об образовании” (№273-ФЗ от 29.12.2012) и о предложениях АИОР по формированию Национального регистра организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию, рассказал президент Ассоциации инженерного образования России профессор Юрий Похолков:
— Становление системы независимой профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и сертификация профессиональных квалификаций тесно связаны. Сегодня существует ряд вызовов внешней среды, на которые необходимо адекватно отвечать. Во-первых, это значительное повышение требований производства к профессиональной квалификации специалистов в области техники и технологий. Во-вторых, нехватка специалистов-профессионалов в области техники и технологий — высококвалифицированных рабочих, мастеров, техников, инженеров, об этом говорит большинство работодателей. Далее — “размывание” инженерного корпуса, к которому приводит переход вузов на подготовку бакалавров и магистров: постепенно люди, у которых в дипломе будет написано “инженер”, исчезнут. Напомню, еще в 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию, но Минтруд до сих пор очень мало сделал для создания профстандартов и требований к бакалаврам. Производственники в недоумении: что за зверь такой — бакалавр? Недоученный инженер? Не нужен он нам… И, наконец, еще один вызов времени: квалификации, получаемые выпускниками образовательных программ учебных заведений, не являются профессиональными квалификациями. Это всего лишь оценка образования выпускников.
Что же дает аккредитация образовательных программ высшему учебному заведению? Прежде всего, это возможность продемонстрировать приверженность вуза качеству образовательных услуг и подготовки специалистов, получить независимую оценку качества образовательных программ и подготовки со стороны профессионального сообщества. Вуз также получает рекомендации по совершенствованию образовательных программ, может публично заявить о высоком уровне качества подготовки специалистов, поднять конкурентоспособность на российском рынке образовательных услуг и завоевать (или укрепить) свои позиции на международном рынке образовательных услуг, а также обеспечить и улучшить трудоустройство выпускников.
Профессионально-общественную аккредитацию инженерных образовательных программ в соответствии с международными требованиями Ассоциация инженерного образования России проводит с 1997 года. АИОР — член наиболее авторитетных мировых аккредитационных альянсов: Washington Accord, ENAEE (Вашингтонское соглашение и Европейская сеть по аккредитации в инженерном образовании). За последние годы ассоциация провела аккредитацию 222 образовательных программ в 33 вузах России и в 7 вузах Казахстана, в том числе с присвоением 141 программе европейского знака качества EUR-ACE Label. В случае аккредитации программы с присвоением знака EUR-ACE аккредитационный центр АИОР выдает вузу соответствующий сертификат, подписанный президентами АИОР и ENAEE, а аккредитованная программа заносится в реестры АИОР, WA и ENAEE.
С 2002 года деятельность АИОР в этой области получила официальное признание Минобрнауки России, а с 2007 года — Рособрнадзора.
Существует ряд критериев, по которым АИОР проводит аккредитацию программ. Это в первую очередь — цели программы: они должны соответствовать государственным образовательным стандартам и запросам потенциальных потребителей. Другой важный критерий — содержание программы, соответствующее не менее чем 300 кредитам ECTS для программ подготовки специалистов, не менее чем 240 кредитам ECTS для программ подготовки бакалавров, не менее чем 120 кредитам ECTS для программ подготовки магистров. Далее необходимо оценить студентов и учебный процесс, который, в частности, должен обеспечивать достижение результатов обучения всеми учащимися. Студенты должны иметь возможность прохождения практик на предприятиях и участия в программах академической мобильности. Важны и такие критерии, как профессорско-преподавательский состав (высокого уровня квалификации, участвующий в НИР и четко понимающий роль своей дисциплины в формировании специалиста), подготовка к профессиональной деятельности (программа должна обеспечивать подготовку к инженерной деятельности в течение всего периода обу­чения, а выпускники — обладать достаточными знаниями по инженерным дисциплинам, навыками инженерного анализа и проектирования и т.д.). Особое внимание при аккредитации уделяется соответствию материально-технической базы лицензионным показателям, ее постоянному совершенствованию и расширению, информационному и финансовому обеспечению программы, а также системе изу­чения трудоустройства и сопровождения карьеры выпускников. В составе Аккредитационного совета АИОР — представители промышленности, академических кругов и общественных институтов.
Как-то на одном из мероприятий Минобрнауки бывший в то время министром Андрей Фурсенко спросил: скольким вузам АИОР отказала в аккредитации образовательных программ? И очень удивился, что таковых нет, уточнив, не свидетельствует ли это о недостаточно качественной работе ассоциации? Отнюдь! Когда вуз подает заявку на аккредитацию, туда едет команда экспертов АИОР, которые проводят предварительную проверку на соответствие аккредитуемых программ вышеназванным критериям. При необходимости объясняют, чего, в соответствии с международными требованиями, пока вузу не хватает, проводят различные консультации…
Однако сегодня, со вступлением в силу новой версии Федерального закона “Об образовании”, деятельность по профессионально-общественной аккредитации инженерных образовательных программ, по сути, оказалась вне закона. Формулировки нового ФЗ, особенно в части статьи 96, мягко говоря, не способствуют повышению требований к образовательным программам и, соответственно, качеству подготовки специалистов. Кроме того, данный закон никаким образом не формирует у университетов мотивацию к предоставлению программ для профессионально-общественной аккредитации. Еще одна проблема — отсутствие в России международно признанной национальной системы сертификации профессиональных квалификаций и закона “Об инженерной профессии в России”, аналогичного существующим в большинстве развитых стран мира.
Согласно ФЗ “Об образовании”, в РФ устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. А где же прикладной бакалавриат? На практике он существует. В ТПУ, например, уже начат набор…
В статье 96 закона прописано, что “организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях”. Каких именно? Любых? Получается, что теперь какая угодно организация может вести аккредитацию, порядок, формы, методы оценки отдаются на откуп фактически неизвестно кому. В данном случае отсутствие регламентированных критериев и правил означает, что уровень аккредитации будет различным. Как же в таком случае она будет признаваться за рубежом?
АИОР предлагает внести следующую коррективу в данное положение: “Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную национальную и/или международную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных (профессиональных) организациях, включенных в национальные и/или международные реестры аккредитующих организаций”.
Среди предложений АИОР — учитывать результаты международной профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области техники и технологии при проведении (рассмотрении на Аккредитационной коллегии Рособрнадзора итогов) государственной аккредитации образовательных организаций, при распределении квоты бюджетных мест для обучения студентов-иностранцев в конкретной образовательной организации. Пункт статьи 96 о том, что “национальная и международная общественная аккредитация вузов и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ проводятся на добровольной основе”, предлагается дополнить следующим положением: “Государство стимулирует работу вузов по национальной и международной профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, предусматривает в бюджетах университетов средства на совершенствование образовательных программ и доведение их до уровня, соответствующего требованиям национальных и международных организаций, осуществляющих общественную аккредитацию вузов и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ”.
На сегодня существуют (за рубежом) две основные ступени системы гарантий качества подготовки инженеров: общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ и сертификация и регистрация профессиональных инженеров. Среди организаций, обеспечивающих сертификацию и регистрацию профессиональных инженеров: в Европе — European Federation of National Engineering Associations (FEANI), в Азиатско-Тихоокеанском регионе — APEC Engineer Register и всемирная — International  Professional  Engineers Agreement  (IPEA) (в прошлом — Engineers Mobility Forum). Кстати, 17 июня этого года в Сеуле АИОР была принята ассоциированным членом в эту организацию. C чем мы себя и поздравляем! А еще в 2010 году на заседании международного комитета APEC Россия, в лице АИОР, была единогласно принята в Регистр инженеров АРЕС.
Среди требований к инженерам-профессионалам (в соответствии с APEC Engineer Manual): наличие инженерного образования, полученного в университете по аккредитованной общественно-профессиональной организацией программе; способность к самостоятельной инженерной деятельности; опыт успешной профессиональной деятельности в течение семи лет, включая не менее двух лет работы на руководящей должности при выполнении важного инженерного проекта; непрерывное повышение квалификации и профессиональное совершенствование; ответственность и соблюдение кодекса профессиональной этики инженера.
АИОР разработала и представляет к обсуждению проект системы сертификации профессиональных квалификаций в России (см. рисунок). АИОР предлагает создать в России международно признанную систему сертификации профессиональных квалификаций: регионального и национального уровней. Сертификационные центры в регионах и национальный центр сертификации профессиональных квалификаций (НЦСПК) должны существовать как независимые юридические лица. Их учредителями должны стать четыре структуры. На уровне региона: межотраслевое производственное объединение — работодатели, региональное отделение АИОР — структура, ответственная за образование, региональное отделение Торгово-промышленной палаты, то есть те, кто заботится о конкурентоспособности российского продукта, и, наконец, региональное отделение Союза научных инженерных обществ (СНИО). Региональный центр сертификации заключает соглашение с региональным правительством, которое уполномочивает центр выдавать квалификационные сертификаты, узаконивая, таким образом, данные документы на своей территории. Перечень тех, кого центр может сертифицировать, широк, ведь работодатели хотят получить и высококвалифицированных рабочих, и мастеров, и техников, и инженеров — весь спектр специалистов, от которых требуется подтверждение квалификации в области техники и технологии.
Данный сертификационный центр будет вести региональный регистр сертифицированных специалистов.
На уровне национальном — фактически та же схема. И, соответственно, среди учредителей — РСПП, ТПП, АИОР, СНИО, которые заключают соглашение о сотрудничестве с правительством (возможно, с Минтрудом), а оно дает национальному сертификационному центру право вести национальный регистр профессионалов с выдачей соответствующих сертификатов.
Предусматривается, что региональный центр может рекомендовать часть специалистов, сертифицированных им, на более высокую ступень — для включения в национальный регистр. Учитывая, что СНИО является членом FEANI, а АИОР — полным членом APEC Engineering Register, ассоциированным членом (provisional member) мирового альянса инженерных обществ (IPSA), профессиональные квалификации специалистов, сертифицированных национальным центром, будут иметь международное признание.
Национальный центр сертификации профессиональных квалификаций имеет несколько функций: разработка профессиональных стандартов, критериев и процедур сертификации, статуса и формы сертификата; подготовка экспертов и организация процессов сертификации профессиональных квалификаций; ведение Национального регистра сертифицированных специалистов; заключение соглашения с Правительством РФ, предусматривающего наделение полномочиями НЦСПК сертифицировать профессиональные квалификации специалистов; обеспечение международного признания профессиональных квалификаций российских специалистов.
Кстати, толчком для идеи создания национального центра сертификации профессиональных квалификаций стала ситуация, когда в ходе формирования проекта на просьбу зарубежных партнеров представить квалификационные документы российских участников один из уважаемых отечественных университетов представил… дипломы своих специалистов.
В ходе обсуждений предложенной АИОР системы сертификации профессиональных квалификаций особо была отмечена важность мотивации вузов для прохождения аккредитации программ. Было сказано, что данная система будет также полезна для разработки профстандартов и повышения уровня признания профессионального статуса. Участники слушаний сошлись во мнении, что буквально с 1 сентября — момента вступления в силу новой версии ФЗ “Об образовании” — необходимо начинать законодательную работу над поправками, в частности к статье 96. Виктор Кресс предложил активнее взаимодействовать с СФ не только в работе над законами, но и при выработке механизмов их реализации, чтобы “все лучшее, что есть в мире, стало нашим достоянием”.
По итогам слушаний были сформулированы предложения по внесению поправок в существующую редакцию  статьи 96 ФЗ “Об образовании в РФ”, а также разработаны рекомендации по совершенствованию системы профессионально-общественной аккредитации. В частности, Правительству РФ рекомендовано принять меры по формированию Национального регистра организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию и Регистра центров сертификации профессиональных квалификаций; Минобрнауки России — разработать и принять меры, стимулирующие вузы к прохождению процедуры профессионально-общественной аккредитации; рассмотреть вопрос о создании механизмов, в том числе нормативно-правовых, регламентирующих признание результатов независимой оценки образовательных программ в области техники и технологии при государственной аккредитации; обеспечить формирование баз банных (реестра) инженерных образовательных программ, получивших профессионально-общественную аккредитацию.
От Совета Федерации РФ и Госдумы участники слушаний ждут подзаконных актов к ФЗ “Об образовании в РФ”, которые будут способствовать повышению значимости профессионально-общественной аккредитации инженерных образовательных программ. В том числе наличие международно-признанной профессионально-общественной аккредитации образовательных программ должно предоставлять ряд преференций образовательным учреждениям при прохождении процедуры государственной аккредитации. Причем результаты профессионально-общественной аккредитации образовательных программ должны не просто рассматриваться (согласно статье 96 ФЗ “Об образовании”), а учитываться при проведении государственной аккредитации. Среди пожеланий к РСПП — обеспечить осуществление мер, направленных на развитие системы профессионально-общественной аккредитации в России, а также содействовать созданию национального и региональных центров профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и сертификации профессиональных квалификаций. Важным будет и подписание соглашений для наделения отечественных и международных аккредитационных агентств полномочиями проведения профессионально-общественной аккредитации инженерных образовательных программ. Участники слушаний рассчитывают, что руководители вузов, осуществляющих подготовку инженеров и специалистов в области техники и технологии, будут активнее представлять в отечественные и международные аккредитационные агентства образовательные программы в области техники и технологий для прохождения профессионально-общественной аккредитации.

Нина ШАТАЛОВА
Фото автора

Нет комментариев