Загадка Миссис Т

Останки птеродактиля — женской особи, погибшей в момент кладки яиц, — откопаны в Китае. Эта находка палеонтологов проливает свет на биологию загадочной ископаемой рептилии. С подробностями — ScienceNOW; National Geographic News.
Окаменелость, найденная в провинции Ляонин на северо-востоке Китая, получила название “Миссис Т”. Она принадлежит к роду Darwinopterus, впервые описанному в 2009 году той же международной группой ученых, которая 1 января опубликовала в Science результаты исследования Миссис Т. Среди авторов — Дэвид Энвин (David Unwin), известный британский палеонтолог, “прославившийся” в России начала 1990-х тем, что после московской стажировки увез с собой в Бристольский университет (University of Bristol) для продолжения исследований и потом долго не возвращал останки птерозавра, которые хранились в нашем Палеонтологическом музее. Сейчас он работает в Университете Лестера (University of Leicester) и вместе с китайскими коллегами изучает птерозавров Восточной Азии.
Эти вымершие летающие ящеры были современниками динозавров, жили в период от 220 до 65 миллионов лет назад. Подотряд птерозавров — птеродактили, о них идет речь в только что опубликованной статье. Птеродактилей принято изображать с гребнем на голове, однако о том, как отличались друг от друга мужские и женские особи этих ящеров, ничего не было известно. Нынешняя находка указывает на то, что гребень был мужским атрибутом, хотя против этого есть возражения скептиков.
Птеродактили доминировали в небе мезозойской эры, гребень, порой в пять раз превышающий размер черепа животного, полету ящеров не препятствовал. Предназначение гребня было предметом дискуссий, доминирующей всегда была версия о том, что он служил орудием устрашения самцов-конкурентов и одновременно для привлечения самки. Но не было четких доказательств того, что гребень был исключительно у птеродактилей-самцов. Сейчас, казалось бы, они появились. Найденная в провинции Ляонин особь — без гребня, и она точно женского пола, потому что окаменелый отпечаток ее скелета сохранился вместе с яйцом, которое она начала откладывать. Останки найдены в отложениях юрского периода, которым около 160 миллионов лет, и, судя по всему, самку-птерозавра, которой они принадлежат, настигла катастрофа. У нее была сломана левая верхняя конечность, возможно, в попытке спастись от извержения вулкана. Вулканическая активность в Китае в то время, судя по геологическим свидетельствам, имела место.
Сопоставив новые данные с накопленными в палеонтологии, авторы публикации пришли к выводу, что птеродактили внешне могли быть либо с узкими бедрами и с гребнем, либо с широкими бедрами и без гребня. Первые — самцы, вторые — самки. В то же время оппоненты Энвина не считают отсутствие гребня у описываемой им сейчас особи доказательством того, что этот костный атрибут является вторичным половым признаком самцов. Так, эксперт издания ScienceNOW Кевин Педиэн (Kevin Padian) из Калифорнийского университета в Беркли (University of California, Berkeley) напоминает о том, что очень многие животные приобретают наросты вроде гребней и рогов с возрастом и независимо от пола.
Миссис Т ценна не только отсутствием гребня. Сохранившееся вместе с ней яйцо — вполне развитое, но с кожистой скорлупой — указывает на то, что птеродактили все-таки эволюционно ближе к рептилиям, чем к птицам, откладывающим яйца в твердой скорлупе.