Приготовились к скачку. Вузам обещаны трудности.

Не менее пяти российских университетов, согласно указу Президента РФ о мерах по реализации госполитики в области образования и науки, должны к 2020 году попасть в первую сотню ведущих мировых вузов. Один из критериев достижения желаемого — вхождение отечественных вузов в международные рейтинги, такие как Шанхайский (www.shanghairanking.com), QS (Quacquarelli Symonds — www.topuniversities.com) и The Times (www.timeshighereducation.co.uk). О других критериях, а также о пути, который предстоит пройти вузам, желающим доказать свою конкурентоспособность на мировом рынке, шла речь на прошлой неделе в Минобрнауки: главной темой совещания стали “Проект по повышению конкурентоспособности ведущих университетов среди мировых научно-образовательных центров” и конкурс на предоставление господдержки университетам РФ для реализации данного проекта.

Все будет жестко
Открывая совещание, министр образования и науки Дмитрий Ливанов подчеркнул, что задача, поставленная указом главы государства, требует серьезных усилий и от тех, кто намерен стать участником мероприятий по развитию ведущих университетов России, и от самого министерства. Цель президентской инициативы — сделать ведущие вузы центрами фундаментальных и прикладных исследований, центрами коммерциализации разработок, заметными на мировом уровне в производстве новых знаний и технологий.
— Проект, о котором мы говорим, — это старт долгосрочной сложной работы по созданию элиты российских университетов, — уточнил министр. — Мы понимаем, что у нас не будет 100 конкурентоспособных на мировом уровне университетов, вероятно, не будет и 50, вряд ли будет и 20. Но 10-15 мы можем создать. Для этого нам предстоит пройти достаточно большой путь. В перспективе наши университеты должны будут не просто соответствовать мировым стандартам, а сами их создавать в тех областях деятельности, которые выберут в качестве своих приоритетов.
Основным результатом проекта, по словам министра, должна стать глубокая интеграция ведущих российских вузов в международную академическую систему, обеспечение конкурентоспособности по сравнению с зарубежными вузами, достижение приоритета по основным показателям, характеризующим уровень развития университетов. И позиции в мировых рейтингах в данном случае только один из индикаторов этого процесса. Кстати, может, и не самый важный, заметил Дмитрий Ливанов. Самое же важное — это наличие в университете первоклассной науки, работа в нем ученых мирового уровня, вовлечение студентов в передовые научные исследования.
Бессмысленно рассматривать новый конкурс только как возможность дополнительного финансирования. Участие в нем связано с целым рядом весьма серьезных обязательств, которые университетам предстоит взять на себя: по качеству и росту исследовательской активности, обновлению преподавательского состава и исследовательского персонала, глубокому изменению образовательных программ и серьезному реформированию системы управления. Министр подчеркнул:
— Эти действия будут сопряжены со сложными и часто болезненными решениями по отказу от неэффективных, нерезультативных видов деятельности при осмыслении миссии университета, стратегии развития, с самоограничением в том, что касается масштабов университета. Поскольку вузу с количеством студентов в 30-50 тысяч человек вряд ли возможно быть конкурентоспособным на мировом уровне. Приглашая к участию в конкурсе и обсуждая его условия, надо говорить не столько о потенциальном выигрыше, который принесет университетам победа, сколько о рисках.
На этот год объем запланированного финансирования составит 9 млрд рублей. В дальнейшем успешность привлечения бюджетных средств во многом будет зависеть от убедительности результатов и серьезности программ, которые университеты представят на конкурс. Мы пригласили для участия в этом конкурсе руководителей тех университетов, чей потенциал и динамика развития за последние годы позволяют рассчитывать на успех. Еще раз обращаю внимание: это не гонка за деньгами, а серьезная работа по изменению самых разных — практически всех — сторон деятельности вузов. Для тех, кто примет участие в этой программе, развитие будет происходить в очень жестких, иногда даже жестоких условиях, определенных теми дорожными картами, которые мы утвердим к концу августа.
Подробнее об условиях участия в конкурсе, сроках его проведения и особенностях оценки заявок рассказали заместитель министра образования и науки Александр Повалко и руководитель проектного офиса центра образовательных разработок школы управления “Сколково” Михаил Антонов.
С дорожной картой в руках
Основных принципов реализации проекта по выводу российских вузов на мировой уровень несколько: господдержка выделяется ограниченному кругу вузов, обладающих потенциалом для вхождения в мировые рейтинги исследовательских университетов; будет сформирован международный Совет по повышению конкурентоспособности; развитие каждого вуза-победителя — это отдельный проект, для которого должен быть сформирован свой план мероприятий (дорожная карта) — его реализация является составной частью стратегии развития системы ВПО; дорожные карты формируются с привлечением консультантов и экспертов рейтинговых агентств; реализация мероприятий дорожной карты осуществляется на принципах софинансирования государства и вуза-победителя, при этом не предполагается сокращение других механизмов поддержки университетов.
В состав совета, по сути высшего конституционного органа по проекту, ответственного за принятие решений по участию в конкурсе вузов-претендентов, объемам финансирования и оценке результативности, на паритетных началах вошли российские и зарубежные эксперты: министр образования и науки (председатель совета) Дмитрий Ливанов, председатель Совета директоров “Евраз Груп С.А.” Александр Абрамов, вице-президент Фонда “Сколково” Олег Алексеев, ректор Московской школы управления “Сколково” Андрей Волков, президент ОАО “Сбербанк” Герман Греф, вице-президент РАН Валерий Козлов, директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа Филипп Альтбах, президент Университетского колледжа Лондона Малькольм Грант, президент Университета штата Аризона Майкл Кроу, президент Сколковского института науки и технологий Эдвард Кроули, президент Гонконгского университета Лап-Ши Цуи, исполнительный президент Китайского общества стратегии развития высшего образования Мин Вейфанг.
Среди задач совета: выдача рекомендаций по перечню требований к отбору вузов для получения господдержки; рассмотрение вузовских программ повышения конкурентоспособности и формирование для Минобрнауки предложений по вузам, рекомендованным для предоставления господдержки; подготовка для Минобрнауки заключений по дорожным картам, представленным вузами-победителями; рассмотрение отчетов вузов-победителей по реализации дорожных карт; ежегодная подготовка для министерства рекомендаций о продолжении оказания господдержки вузам-победителям.
По словам замминистра, в планах нынешнего года — проведение конкурсного отбора и разработка дорожных карт. В них акцент должен быть сделан на обновление содержания образовательных программ и технологий обучения с учетом зарубежного опыта; формирование кадрового резерва и привлечение на руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих зарубежных и российских университетах и научных организациях; выстраивание тематики исследовательских работ с учетом зарубежного опыта; создание благоприятных условий для вовлечения преподавателей вузов в научные исследования; приглашение иностранных студентов для обучения. Разработка дорожных карт должна быть закончена к 1 сентября.
— Рассчитываем, что планы мероприятий и дорожные карты будут действительно рабочими, — отметил Александр Повалко. — Для качественной подготовки документов необходимо привлечь не только первоклассных сотрудников университета, но и внешние ресурсы: консультантов и экспертов в области образования. Вы должны выбраться из того привычного поля, в котором университеты находятся. Мы говорим о сложной задаче: в течение восьми лет качественно скакнуть на мировом научно-образовательном пространстве. Это очень тяжелая задача, и ее крайне сложно решить…
Кроме того, всем претендентам на участие в конкурсе предложено уже сейчас инициировать прохождение и оценку своих вузов в обозначенных международных рейтингах: каждый может просить о проведении аудита и включении университета в оценочный список. Времени осталось немного. Так, например, срок окончания подачи заявок на участие в рейтинге QS — конец апреля.
Магия цифр — это знак?
Для обеспечения организационного и информационного сопровождения конкурса и ряда общесистемных мероприятий проекта на базе бизнес-школы “Сколково” создана уполномоченная организация. Рассказывая о технологии конкурсного отбора, Михаил Антонов обратил внимание участников совещания на некое сходство усилий России и Китая по поддержке вузов:
— Основной документ, регулирующий правила предоставления господдержки, — свежее Постановление Правительства РФ №211 от 16 марта 2013 года. Магия цифр в том, что одна из наиболее успешных программ поддержки ведущих университетов Китая также регулируется Постановлением №211, правда, компартии страны…
Представив схему конкурсного отбора, Михаил Антонов также обозначил основные требования к отбору вузов: наличие бюджетных бакалавриата, магистратуры, а также специалитета и аспирантуры (или интернатуры, ординатуры); не менее 4 тысяч бюджетных студентов; не менее 64 (в среднем) баллов по ЕГЭ у поступивших на очную форму обучения; не менее 4,9 человека на 100 студентов основных образовательных программ; объем внутренних затрат на научные исследования и разработки не менее 220 тысяч рублей в год на одного научно-педагогического работника (НПР); не менее 5 публикаций в Web of Science или Scopus в расчете на 100 НПР; не менее 0,1 процента иностранных граждан из общей численности НПР или числа студентов.
По словам Антонова, столь жесткие требования должны стать эффективным ситом, которое позволит отделить вузы с высоким потенциалом для участия в проекте от тех, которые “безусловно, являются важными, нужными, достойными в системе, но для которых логичнее выбрать иную стратегию развития”:
— Этими требованиями мы отсекаем университеты, которые по своему физическому объему и в том числе по экономическим показателям не могут претендовать на высокие позиции в мировых рейтингах. Оставляем те вузы, у которых получается привлекать средства в научные исследования и талантливую молодежь в аспирантуру, которые доказали, что способны работать пусть с невысокой, но все же имеющей место научной результативностью (что подтверждается публикациями), умеют работать с иностранными студентами и НПР, — пояснил выступающий.
По предварительным оценкам, сито конкурсного отбора смогут пройти максимум 25 университетов, сообщил Антонов. Пятнадцать из них могут реально претендовать на господдержку и получение субсидий. Кстати, в Китае из более чем 100 университетов, претендовавших на финансирование по местному Постановлению №211, победителями стали чуть больше 30 вузов. В Германии по аналогичной программе из 40 университетов выделили 11.
Что касается ключевых дат, для тех, кто намерен участвовать в конкурсе, на этот год их не так много: окончательный перечень требований будет составлен Минобрнауки в апреле, тогда же и стартует конкурс. Летом — в июне — министерство должно назвать победителей среди вузов, представивших свои программы повышения конкурентоспособности. А с 1 сентября, вооружившись согласованными с членами совета и министерством дорожными картами, российские университеты начнут свой путь в мировую когорту лидеров.

Нина ШАТАЛОВА
Фото автора

Нет комментариев