Моряки — морякам. Выучить на капитана могут только профессионалы.

Одним из знаковых событий II Международной комплексной выставки судостроения, использования и исследования водных ресурсов “Мировой океан 2012”, недавно состоявшейся в московском выставочном центре “Крокус Экспо”, стало первое обсуждение концепции новой редакции Федеральной целевой программы “Мировой океан”. Этой ФЦП предстоит продолжить завершающуюся программу 2008-2012 годов. От правильного формулирования задач в новой программе, от ее последующего системного выполнения зависят перспективы развития морского транспорта и судостроения России, и очевидно, что успешное будущее отрасли во многом определит грамотная кадровая политика. “Наличие квалифицированных кадров становится стимулом, а их отсутствие — тормозом на пути отраслевого инновационного развития” — эти слова заместителя генерального директора по научной работе Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота ­(ЦНИИМФ) Сергея Буянова можно считать лейтмотивом выступлений всех участников круглого стола “Морское образование в России”, прошедшего в рамках деловой программы выставки.
Согласно данным, приведенным представителем ЦНИИМФ, количество судов морского флота страны к 2030 году может сократиться примерно на 10%, речного — на 35-40%. Соответственно уменьшится и число плавсостава. Однако это приблизительный расчет. Оптимизация системы подготовки кадров, необходимых отрасли в ближайшей и отдаленной перспективе, должна базироваться на более точном прогнозировании потребностей в выпускниках с различным уровнем профессионального образования. Такой прогноз, по мнению Сергея Буянова, должен формироваться на основе результатов научно-исследовательских работ, выполнение которых необходимо предусмотреть в новой ФЦП. Включение в программу НИР соответствующей тематики стало первым предложением, внесенным участниками круглого стола в итоговое резюме для профильных ведомств.
“Никакая реструктуризация сети вузов не должна готовиться без учета мнения работодателей. Это не может быть делом исключительно руководства, ректорского или чиновничьего круга”, — считает начальник управления персонала ОАО “Объединенная судостроительная корпорация” (ОСК) Леонид Иванов. Он также отметил, что недостаточно тесное взаимодействие между ведомствами, вузы которых занимаются подготовкой инженеров для флота (Минобрнаука, Минтранс, Росрыболовство), приводит к перекосам в содержании программ обучения. Например, по одному и тому же судостроительному направлению в разных учебных заведениях готовят специалистов либо с главным акцентом на компетенции эксплуатационной деятельности, либо практически без него. Выходом из ситуации, по мнению представителя ОСК, может стать создание межрегиональных и межведомственных образовательных объединений и сетей.
Другой важный тезис из выступления представителя одного из крупнейших работодателей отрасли: “В судостроительной отрасли необходимо сохранить головной вуз — Санкт-Петербургский государственный морской технический университет; он не должен рассматриваться как региональный”. Кроме того, по мнению Леонида Иванова и его коллег, в ряде регионов надо создать многоуровневые образовательные кластеры. Пример пилотного проекта такого объединения — кластер профессионального образования на базе филиала Северного (Арктического) федерального университета, развивающийся в Северодвинске. В состав его Попечительского совета, созданного для обеспечения эффективного управления, вошли пять представителей ОСК, а также ректор САФУ, руководитель филиала, заместители губернатора области и мэра города. Таким образом, как подчеркнул Леонид Иванов, представители сторон берут на себя ответственность за развитие кластера и контроль реализации соответствующих мероприятий, а также за качество учебных программ и их согласование с потребностями предприятий судостроения, результативность работы по профориентации школьников и т.д.
По мнению участников круглого стола, для повышения качества и доступности отраслевого образования важно развивать тренажерное и дистанционное обучение, сохранить систему завод — втуз, обеспечить функционирование учебного флота. Говорили также о том, что работодатели в своих же интересах должны защищать от необоснованного сокращения и объединения профильные вузы и училища. Представители учебных заведений и предприятий обсудили, например, слияние вузов, согласно общей оценке выступавших, проведенное без учета интересов работодателей и специфики самих учреждений. Речь зашла о реорганизации Государственной морской академии им. адмирала С.О.Макарова и Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, в результате которой приказом министра транспорта был создан Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова. В ноябре Российский профсоюз моряков обратился к Президенту РФ с просьбой приостановить действие приказа, предупредив о возможных негативных последствиях такого слияния, в том числе утрате молодыми командирами флота важных профессиональных качеств и навыков.
Разница в подходах к обучению судоводителей и инженеров очевидна. Флот — это особый уклад, особая среда, и образовательная практика, сложившаяся в “Макаровке” за многие годы, позволяла подготовить выпускников-командиров к трудовой деятельности в такой среде на должном уровне. Как подчеркнул в своем выступлении на круглом столе президент академии Иван Костылев, для тех, кого готовят в члены плавсостава, уместен статус курсанта, а не студента, обязательна и форма, и строгая дисциплина. Отказ от этих правил (который может стать следствием слияния) при воспитании моряков в ряде профильных учреждений уже принес негативные плоды: у молодых специалистов снижается самодисциплина, умение профессионально принимать решения и исполнять командирские обязанности. Иван Костылев также обратил внимание на необходимость создания новых институтов кураторов в морских вузах и условий для привлечения к преподавательской деятельности действующих специалистов флота. “Моряка должен учить моряк”, — уверен президент “Макаровки”.
Повысить качество обучения специалистов без общих усилий учреждений профобразования, чиновников и работодателей невозможно. На этом делали акцент в своих выступлениях все представители профильных вузов, министерств и предприятий. Между тем, как заметил декан факультета целевой контрактной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и дополнительного профобразования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Геннадий Проценко, круглый стол собрал вместе ответственных лиц от всех заинтересованных сторон впервые за двадцать с лишним последних лет. “Нам нужна площадка для общения сотрудников вузов, кафедр, специалистов, молодых ученых”, — заявил Леонид Иванов и предложил создать ее при Морской коллегии.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото Андрея моисеева

Нет комментариев