Работаем!

Уходящий год — и это, увы, уже стало традицией — был непростым для российской науки. Продолжалась трансформация академического сектора, очерчивались контуры новой системы управления научной сферой. В предновогодние дни руководители ключевых структур, определяющих научную политику в стране, провели пресс-конференции, на которых рассказали об основных итогах 2017 года и планах на будущее. 

Работаем!
Президент РАН Александр Сергеев начал пресс-конференцию в МИА “Россия сегодня” со слов о консенсусе — между учеными, обществом и властью. Как отметил академик, в ближайшее время должна быть определена роль РАН в развитии страны и восстановлено доверие к ней власти и общества.
Причинами недоверия стали, по мнению А.Сергеева, реформа 2013 года и несостоявшиеся выборы в марте 2017-го. Сегодня это отношение уже меняется, в том числе налаживается сотрудничество с ФАНО: “успешно выстраивается взаимопонимание с главой федерального агентства Михаилом Котюковым, а вектор на конструктивные отношения взят обеими организациями за основу”. Отношения с президентской вертикалью также крепнут: свидетельство тому — главная роль, предоставленная академии в реализации Стратегии научно-технологического развития страны.
Александр Михайлович отметил, что престиж РАН всегда был связан с выполнением передовых научных проектов. Но в последнее время таковыми академия практически не занималась, и потому ей нужно вновь вернуться к крупным проектам, а также стать не только экспертной площадкой, но и аналитическим центром, который будет прогнозировать научное развитие.
Александр Сергеев подчеркнул, что Российская академия понимает важность популяризации науки и взяла “курс на открытость”.
Глава Академии наук считает, что необходим “поиск новых форм, посредством которых работа академии могла бы быть адекватно донесена до общественности, особенно до молодежи”. В связи с этим, заверил академик, РАН будет наращивать свое присутствие в социальных сетях.
Отвечая на вопрос о том, каким образом российская наука может стать производительной силой инновационной экономики, А.Сергеев отметил, что для этого нужно финансирование поисковой части научных исследований, той, что “между фундаментальной и прикладной наукой”.
“Мы часто обращаемся к науке: чего ж ты, наука, никак ничего не предложишь, чтобы экономика сразу схватила и потащила на рынок? Но можно задать и вопрос экономике: почему она не приходит к ученым и не трясет их за грудки?” — сказал А.Сергеев и пояснил, что часть ответа кроется в самом характере российской экономики, которая продолжает оставаться сырьевой. Задались таким вопросом и разработчики Стратегии научно-технологического развития РФ, отметил он и сказал: “Наша задача — выйти в такой режим, когда эта (поисковая) часть заработает”.
Нужно также обеспечить “инструментализацию” (под эти термином академик понимает “широкий спектр оборудования — от ускорителей и химических реакторов до технологий в области биологии и генетики) фундаментальной части академической науки. Глава РАН привел в пример Японию, где инструментальная часть науки финансируется в сто  раз лучше (в пересчете на одного ученого), чем у нас в стране.
Александр Сергеев объяснил, что задача обновления оборудования для РАН стоит очень остро и находится в стадии проработки. Потребность институтов ФАНО-РАН в финансировании этого направления составляет десятки миллиардов рублей. По мнению академика, помочь могли бы крупные бизнес-корпорации, имеющие собственные научные команды, а главное — средства. 
Коснулся Александр Михайлович и будущего ИНИОН. “Институт строится на десятилетия, — сказал он. — А что будет представлять собой  наука через 10-15-20 лет? Она сейчас трансформируется, меняется. Если раньше в институте собирались архивные материалы, делались дайджесты, то теперь это все будет переводиться в электронный формат. И нужно обеспечить доступ к базам данных, создать новые поисковики.  Это что, теперь будет поле деятельности айтишников? Мы начали обсуждение этого вопроса, пригласили специалистов, общаемся с ФАНО, правительством. Работаем”.
Александр Сергеев сообщил, что идут работы по трем приоритетным направлениям, определенным в Стратегии научно-технического развития РФ. Это медицина, вопросы сельского хозяйства и блок, связанный с развитием территорий. По всем ним будут определяться крупные проекты”, — заявил глава Академии наук.
Президент подробно остановился на внедрении достижений естественных наук в сельское хозяйство, так называемое “умное сельское хозяйство”. Он рассказал в том числе о разработке единой информационной системы, которая давала бы непрерывную информацию о том, что происходит с каждым конкретным полем, включенным в нее. “Нам нужны крупные проекты именно в регионах, — заявил А.Сергеев. По его мнению, важно обеспечить “связанность всей страны”. “Это — огромная задача, огромный проект, который уже начал обсуждаться в РАН”, — заключил он.
Под знаком мегагранта
Министр образования и науки Ольга Васильева и ее заместитель Григорий Трубников рассказали на пресс-конференции о положении дел в науке и результатах работы министерства на этом направлении в 2017 году. 
Ольга Васильева отметила, что финансирование науки в стране стабильно растет. По словам министра, за 10 последних лет ассигнования на гражданскую науку за счет средств федерального бюджета увеличились в три раза — со 132,7 млрд рублей до 402,7 млрд руб.  
Министр обратила внимание на рост внебюджетных поступлений в науку. В 2015 году было 297,4 млрд рублей, а в 2016-м — уже 321,8 млрд. Еще одной темой разговора стала федеральная целевая программа “Исследования и разработки”. Она, как напомнила глава Минобрнауки, была перестроена с учетом приоритетов Стратегии научно-технологического развития РФ. 
Кроме того, “радикальное изменение” претерпела процедура экспертизы научных проектов в рамках ФЦП. “Во-первых, впервые был проведен открытый конкурсный отбор на выбор экспертных организаций. Ранее вся экспертиза была сосредоточена в стенах министерства. Во-вторых, оценка проектов проводилась по четырем направлениям — научная значимость и новизна, инновационный и рыночный потенциал проекта, качество самого проекта, и оценка репутации организации-заявителя — а в случае, если проект предполагает внешние инвестиции конкретного индустриального партнера, — оценка репутации такого партнера, — рассказала министр.
Коснулись спикеры и программы мегагрантов. Как сообщила О.Васильева, в конкурсе приняли участие 358 ведущих ученых из 42 стран мира вместе с более чем 170 научными и образовательными организациями, расположенными во всех регионах России. Зарубежные ученые составили 67% участников конкурса. Вузы подали 280 заявок, научные организации — 78. Тематика проектов охватывает 35 областей наук.
Григорий Трубников сообщил, что министерство намерено программу мегагрантов перезапустить, расширив круг возможных участников. О седьмой волне отбора будет объявлено весной 2018 года. Замминистра напомнил: о том, что программа будет продолжена, на встрече с молодежью в Сочи заявил Владимир Путин. “Думаю, что мы немного переформатируем линейку секций, больше и крепче привязав ее к Стратегии научно-технологического развития”, — сказал Г.Трубников.
По словам замминистра, к конкурсам мегагрантов можно допускать не только вузы и научные организации, но и, например, организации, ведущие научные исследования в рамках госкорпораций и госкомпаний. Кроме того, по мнению академика, в конкурсе могли бы участвовать и такие площадки, как образовательный центр “Сириус”.
Ольга Васильева также призвала как можно скорее восстановить полноценную работу Института научной информации по общественным наукам РАН. “Как историк я вам скажу: мы должны как можно скорее восстановить то, что было, то наследие, которое было, его трудно переоценить”, — сказала она, подчеркнув, что вопрос о будущем института относится к сфере деятельности ФАНО.
С высокого старта
Благоприятный прогноз на будущий год дал руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков. На пресс-конференции в ТАСС он сообщил, что стартовый бюджет ФАНО в 2018 году составит 109 млрд рублей. Это серьезное улучшение по сравнению с нынешним годом, который “начинался” с 74,6 млрд. Обычно ФАНО еще и увеличивает бюджетные ассигнования за счет привлечения дополнительных средств из разных источников (в текущем периоде их объем удалось довести до 90,6 млрд). Так что подведомственным агентству организациям неприятные сюрпризы, похоже, не грозят. 
Большая часть ожидаемого прироста финансирования пойдет на увеличение средних зарплат научных сотрудников до двойных среднерегиональных в соответствии с майским указом Президента РФ. К сожалению, у этой медали есть обратная сторона — растет разрыв в зарплатах между учеными и “ненаучным” персоналом, а также между научными сотрудниками, работающими в разных субъектах Федерации. Отвечая на вопросы журналистов, предполагается ли решать эту проблему, М.Котюков сообщил, что оптимизация структуры заработной платы ведется постоянно, но имеющиеся диспропорции остаются одним из самых серьезных вызовов сегодняшнего дня. 
— Есть одна хорошая новость: в 2018 году впервые за последнее время в бюджет заложены средства, хотя и небольшие, на увеличение фонда оплаты труда всех категорий сотрудников, — отметил глава ФАНО. — Кроме того, завлабы, инженеры, техники, стажеры могут включаться в коллективы, выполняющие работы по грантам, а бюджеты РНФ и РФФИ значительно подрастут. 
Принимавший участие в пресс-конференции вице-президент РАН, председатель Научно-координационного совета (НКС) при ФАНО Юрий Балега добавил, что руководство РАН также держит этот вопрос на контроле и вместе с ФАНО будет добиваться, чтобы дополнительные средства распределялись справедливо.
Юрий Балега, а также его коллеги — директор Палеонтологического института им. А.А.Борисяка, председатель Московской секции Совета директоров при ФАНО Алексей Лопатин и директор Института катализа им. Г.К.Борескова Сибирского отделения РАН, председатель Сибирской секции Совета директоров при ФАНО Валерий Бухтияров — рассказали о том, как ученые и чиновники учатся продуктивно взаимодействовать на площадках НКС и Совета директоров. Полученный опыт предполагается широко использовать для работы по реализации Стратегии научно-технологического развития, которая вступит в активную фазу в следующем году и в которую академические институты должны быть в полной мере включены. 
— Мы приложим максимум усилий, чтобы наши институты были наиболее эффективными, хорошо подготовленными для кооперации с другими организациями, в частности, с индустриальными партнерами, чтобы директора имели необходимые для этого компетенции, — заявил Михаил Котюков.
Материалы подготовили Надежда Волчкова и Андрей Субботин. Фото с сайта Минобрнауки и scientificrussia.ru 

 

Нет комментариев