Генный прецедент. В чем секрет успехов “Вышки”?

Торжественное заседание Ученого совета НИУ ВШЭ, посвященное 25-летию вуза, началось с поздравлений — помощник Президента РФ Андрей Фурсенко зачитал телеграмму от В.Путина, первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов — от премьера Д.Медведева, выступили представители Федерального собрания, Государственной Думы, мэрии Москвы. Сотрудникам университета были вручены государственные награды.

Поздравляющие отмечали, что студенты вуза осваивают престижные и востребованные профессии, “Вышка” помогает им “раскрыть свой потенциал, нестандартно мыслить, генерировать интересные идеи, решать сложные управленческие задачи”. Выпускники НИУ ВШЭ “добиваются впечатляющих успехов на государственной службе, в бизнесе, науке”, а профессорско-преподавательский коллектив “проводит плодотворную аналитическую, экспертную, консультативную работу, в том числе для органов власти”. 
За четверть века ВШЭ стала одним из самых авторитетных экспертных центров страны, в университете работают более ста исследовательских институтов и центров, более 30 международных лабораторий, возглавляемых ведущими зарубежными учеными. Тематика исследований уже давно не ограничивается экономикой.
Презентация ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова открывалась цитатой руководителя Центра исследований международного высшего образования Филипа Альтбаха: “Мир не знает прецедента, когда за 20 лет университет, возникший в развитой системе высшего образования, становится одним из ее лидеров”. 
Цифры красноречивы: если в первый учебный год “Вышки” (1992-1993) на двух программах (бакалавриат и магистратура по экономике) учились 157 студентов, то в 2017 году по 225 программам высшего образования обучаются 35,2 тысячи студентов и аспирантов. “Сегодня в “Вышке” самый большой в стране бакалавриат, — отметил Я.Кузьминов. Но растет не только бюджетный, но и платный прием: за три последних года он увеличился с 850 до 4000 человек. Уровень “внебюджетников” достаточно высок: средний балл ЕГЭ составляет 81. 
Представительство университета в международных предметных рейтингах выросло от одной позиции в 2014 году (в QS) до 23-й в 2017 году (в QS. THE, ARWU). 
— Ключевое отличие “Вышки” от всех других вузов — в том, что этот университет создан не решением власти, не внешней структурой, а самим научным сообществом, и это обуславливает генную основу нашего успеха, — подчеркнул Я.Кузьминов. — Мы никогда не были “в колее” и не чувствовали, что выполняем чью-то волю. Мы могли выполнять заказы, но не обслуживали интересы. Наши принципы, наши “академические гены”, которые воспроизводятся уже целое поколение, — это внутренняя свобода; это не созерцание, а проекты преобразования действительности; это полная ответственность за то, что ты делаешь, как неотъемлемая часть свободы. Это постоянное расширение зоны ответственности за порогом собственного университета, неравнодушие к тому, что происходит в городе и  стране. И это культура диалога, а не проповедничества.
Проанализировав составляющие успеха вуза, ректор перешел к его будущему, к стоящим перед ним задачами. Начавшаяся цифровая революция в экономике лет через 10-20 приведет к колоссальным изменениям на рынке труда, а именно к вытеснению профессий рутинного умственного труда. Это огромный вызов для всей высшей школы России, ведь она работает преимущественно на кадровое обеспечение преобладающего в стране экономического уклада. “Мы должны опередить окружающую действительность и в короткое время изменить все образовательные программы”, — такую задачу поставил ректор перед коллективом. Второй внешний вызов — цифровая революция в самом образовании. Модель обучения с большим количеством аудиторных часов скоро уйдет в прошлое, и уже сегодня необходимо создавать онлайн-курсы, внедрять в образование симуляторы, имитационные игры и т.д. 
Наконец, третий внешний вызов определяется нарастающим разрывом между сравнительно небольшой когортой ведущих университетов, стремящихся к международной конкурентоспособности, и остальными. Между тем эти “остальные” составляют 85-90% всех российских вузов, и именно они “производят основной человеческий потенциал” страны. Способствовать решению этой серьезной проблемы могло бы развитие сетевых исследовательских проектов и вовлечение в них университетов, стремящихся к развитию, “иначе окажемся на острове, окруженном холодным морем”, заметил ректор. 
Вечером того же дня на неформальное празднование юбилея университета “Ночь рождения” собрались студенты, преподаватели, выпускники “Вышки”. Праздник начался с финала научных боев, на котором пять финалистов, выбранных в вузе в течение всего года, за 10 минут увлекательно, используя только собственные ораторские навыки и подручный реквизит, рассказали о своих научных достижениях. Победителя определили зрители — им стал Кирилл Чмель, стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований, студент факультета социальных наук, образовательная программа “Политология”. Тема его выступления — “Медиа и общественное мнение: образ террориста в медиа как стратегия сокращения страха”. Наградой герою стал академический трэвел-грант в Европу. 
Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев