Учитесь и учите! Религиозные деятели вместе со светской профессурой намерены задействовать ресурсы Интернета во благо духовного просвещения.

Два дня участники форума “Проблемы духовного просвещения в изменяющемся мире: опыт межцивилизационного диалога на пространстве СНГ” обсуждали проблемы и возможности влияния культуры на воспитание молодого поколения. Как выразился Виктор Егоров, проректор по развитию Московского государственного лингвистического университета, “задача форума — не мнение присутствующих формировать. Оно у собравшихся в зале представителей законодательной и исполнительной власти, духовных лидеров традиционных конфессий, профессуры государственных и религиозных вузов России и стран СНГ давно сформировано. Задача форума — найти способы этической, моральной, нравственной помощи молодежи. Ей сегодня приходится нелегко: и СМИ, и Интернет безобразны по тенденциозности, хлесткости подачи материалов, поиску повода для скандала и драки. Диалог — скромнее и сдержаннее, чтобы вести его, требуется немалый интеллектуальный и душевный труд. Когда в МГЛУ открывали первые центры языков СНГ, уже тогда сотрудники понимали, что берутся за невыигрышную, но необходимую каждодневную работу, которая начнет приносить плоды только через несколько лет, когда грамотные выпускники не позволят экстремистам сплющить диалог народов до монолога”.
Межвузовский совет по духовному образованию государств-участников СНГ, созданный на базе МГЛУ, — неизменный инициатор таких традиционных декабрьских встреч. В этот раз участники форума подготовили свыше 30 докладов на темы развитиях духовной жизни общества в условиях глобализации, обсуждали идеологию, доктрину и практику мультиэтничности, поликонфессиональности в странах СНГ, роль традиционных религий СНГ в межцивилизационном взаимодействии… Большинство сошлось во мнении, что религиозность вне рамок образования принимает уродливые формы. Щафит Пшихачев, президент Международной исламской миссии, прямо заявил, что “без просвещения нормы ислама, мусульманские лозунги толкуются на основе личных убеждений. Поэтому важно изучать ислам, опираясь на многовековой опыт исламской образовательной системы”.
Интересное предложение в связи с необходимостью гармоничного сочетания светского и духовного образования наших стран выдвинула профессор Мария Лазутова (на верхнем снимке), руководитель аппарата Комитета ГД РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками. Считая, что усиление в последние десятилетия межконфессиональных и внутриконфессиональных противоречий, проявление религиозно-политического экстремизма, переплетающегося с международным терроризмом, требуют от работников государственных органов, педагогов, средств массовой информации консолидации усилий в деле развития духовного просвещения, она предложила ученым уделить этим темам особое внимание.
— Позиционируя перспективу вечности, религия сегодня способна вносить предсказуемость в международную политику, — убеждена М.Лазутова, — выступать фактором государственной жизнеспособности наших стран. Следовательно, чтобы государство привести в состояние деструкции, требуется выбить из-под него главный фундамент, в том числе и религию. Эту опасность нельзя упускать из виду, ее надо предотвратить, используя богатейший опыт нашего собственного многовекового мирного сосуществования и сотрудничества.
Начать эту огромную работу Мария Николаевна предложила, казалось бы, с малого — составления Календаря знаменательных дат традиционных религий на пространстве СНГ: православия и мусульманства. Календарь, с одной стороны, продемонстрирует уважение к религии наших соседей, а с другой — поможет уменьшить недовольство проявлениями массовой религиозности. Ну, например, когда из-за исламских праздников перекрывают улицы для движения автотранспорта вблизи крупных мечетей или когда сотни тысяч желающих поклониться христианской святыне — поясу Богородицы — выстроились в очередь на подходе к храму Христа Спасителя. Избежать неудобств в такие дни полностью нельзя, но можно их уменьшить, предупредить ненужное раздражение путем перепланировки транспортных потоков, смены расписания занятий в близлежащих крупных учебных заведениях и т.п. То есть через взаимоуважение ввести в практику некие нормы общественного управления.
Член Общественной платы РФ, президент аналитического центра “Религия и общество” Алексей Гришин считает, что в ряде близких к нам государств велика вероятность прихода к власти околоисламских экстремистских сил. Учитывая это, по его мнению, надо корректировать программу работы Межрелигиозного совета. Например, в результате совместной деятельности в его рамках написаны книги, которые надо донести не только до участников таких встреч, но и до населения. Возможно, по линии Фонда поддержки исламской культуры и образования стоит выбрать лучшие книги и издать массовым тиражом. Второе направление усилий — пора унифицировать программы исламских вузов. Пока принятый Минобрнауки РФ стандарт по теологии живет сам по себе, реализовывать его в полной мере не хватает специалистов. Может, задействовать для этого дела опыт Ирана? Гришин рассказал, что недавно был в Куме, в Международном университете “Аль Мустафа”, где в одной аудитории на лекции присутствовали 2000 человек, она транслировалась по системе дистанционного обучения. В Иране 70 тысяч человек охвачено Программой дистанционного обучения. В месяц в разных вузах проводятся тысячи таких лекций.
— Может, и нам использовать этот путь для подготовки кадров? Может, стоит создать Совет по исламскому образованию стран СНГ? Через систему дистанционного обучения привлечь для преподавания в исламских учебных заведениях титулованных профессоров и преподавателей государственных вузов, а государственным вузам послать своих преподавателей ознакомиться с опытом духовного образования в Иране? — озадачивал вопросами зал А.Гришин. — Нужно учиться вести дискуссию научно-теологического характера с нашими оппонентами. Надо добиваться, чтобы начавшийся диалог с религиозными объединениями традиционных конфессий нашел свое материальное выражение в нормативно-правовой базе партнерских отношений церкви и государства, в новых государственных образовательных стандартах и программах обучения.
По итогам таких конференций сформировать смешанные научные коллективы, в которые входили бы представители и Российской Федерации, и государств-участников СНГ для разработки учебных программ, пособий, учебников, призвала собравшихся профессионалов и советник аппарата Правительства РФ доктор исторических наук Татьяна Петрова. Она обосновала это сопряжение усилий тем, что очень многие проблемы в сфере государственных отношений являются общими для стран СНГ.
— Недавно я участвовала в подготовке комментария к нашему российскому ФЗ “О свободе совести и религиозных объединениях”. Если бы какой-либо вуз проявил инициативу создать такой сравнительный комментарий к законам, которые действуют в разных государствах СНГ по вопросам совести и взаимоотношений с религиозными объединениями, это пошло бы на пользу всем нам, — сказала Т.Петрова. — Такой взгляд со стороны способствовал бы совершенствованию наших национальных законодательных актов.
Обратила внимание советник аппарата Правительства РФ и на изменения, внесенные в Закон о некоммерческих организациях. Теперь среди них выделена группа социально ориентированных организаций, к их ряду относятся и религиозные. В законе есть перечень направлений деятельности. А в августе 2011 года вышло постановление правительства о порядке выделения субсидий из федерального бюджета РФ регионам, которые организуют поддержку некоммерческим организациям своих территорий. Затем был проведен конкурс, и сегодня 49 субъектов РФ совокупно получили из федерального бюджета на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций
600 млн рублей. Конечно, отбор был жестким — было получено 470 заявок. Почти половина отсеялась из-за ошибок в заполнении документов, из оставшихся 250 организаций отобрали 35. Они получили средства на поддержку своей деятельности, в том числе и образовательной.
По поводу же социальных сетей, Интернета у Петровой свое мнение. Она считает, что они стали практически основной формой коммуникации для молодых вузовских преподавателей, поэтому надо насыщать Интернет учебными пособиями, хрестоматиями, атласами, словарями, чтобы у всех интересующихся вопросами религиозных традиций была возможность найти для себя информационный ресурс. Это важно и для российских семей: ведь с сентября 2012 года все четвероклассники (сейчас это делают только в четверти регионов, а скоро будут во всех) начинают изучать Основы религиозной культуры и светской этики. А тут, что греха таить, просвещение надо начинать с родителей. Интернет надо превратить в инструмент получения точной информации, а не вольных интерпретаций. Одновременно делается упор на разработку учебно-методического обеспечения для подготовки не просто теологов или культурологов, а специалистов по работе с молодежью и контактам с религиозными организациями…
После двухдневной дискуссии участники форума пришли к мнению, что на базе МГЛУ надо создать Международный сетевой университет духовного образования государств-участников СНГ. Цель — улучшение координации и взаимодействия светских и духовных учебных заведений стран СНГ, выработка в новых геополитических условиях согласованной концепции углубленного изучения истории и культуры традиционных религий, укрепление межконфессионального диалога. А в качестве коммуникативной площадки для обмена опытом, мнениями, информацией специалистам по национальным культурам и традиционным религиям предложено активнее использовать портал Межвузовского совета СНГ по духовному образованию. Через этот интернет-ресурс шире информировать сообщество о фондах и программах, грантах по поддержке академической мобильности, правилах отбора кандидатов и оформления документов.. Но при этом уделить особое внимание в его работе вопросам безопасности и защите авторских прав.

Елизавета ПОНАРИНА
Фото автора

Нет комментариев