Запросы и ответы. Россияне недостаточно любознательны для инновационного рывка?

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики провел ежегодную Неделю науки. Форум собрал ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Магнитогорска, Алма-Аты и других городов, в его рамках было организовано около 20 мероприятий (многие из них можно было увидеть в режиме он-лайн) и сделано более 200 докладов на различные темы. В этом году участники встречи в основном говорили об инновациях.
“Переход на инновационный путь развития — это для России шанс сохраниться как субъект современного мира”, — задал тон разговору член-корреспондент РАН, первый заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин. Он отметил низкий спрос на инновации в российской экономике, и это тенденция, по его словам, которая складывалась веками. Безнадежно ли наша страна отстала в научно-техническом плане от ведущих держав? Исследователи отвечают на вопрос по-разному, но надежда на лучшее все же есть.
“Если такую “пустыню”, как Дубай, люди превратили в туристический и экономический центр, то в вашей стране вы можете сделать еще больше”, — сказал посол Омана в России Мухамадомбин Ауад Аль-Хосан. “Инновации — наиболее характерный признак развития человечества, — отметил он. — Они могут быть опасны, если политики не будут контролировать процесс их развития, но могут вести к экономическому подъему и большей степени свободы”. Посол подчеркнул, что появление инноваций зависит от степени заинтересованности в них людей, а не от денег и уровня экономического развития страны. На Филиппинах люди из обычных пластиковых пакетов делают уникальные сумки. В Бомбее, одном из самых густонаселенных городов мира, пробок меньше, чем в Москве, потому что там используют рикш. Это, конечно, не хай-тек, но люди ищут решения проблем и находят их. России, по мнению господина посла, не хватает “инновационного духа, когда люди уверены в себе и в воплощении своих идей”.
Инновационной для России может стать практика внедрения в образование технологий электронного обучения. Соответствующий законопроект, разработанный при активном участии МЭСИ, успешно прошел первое чтение в Госдуме. Об этом в ходе своего доклада рассказал научный руководитель университета Владимир Тихомиров. Он подчеркнул, что понятие “электронное обучение” вводится в российскую нормативную базу впервые. Проект устанавливает возможность его использования при реализации всех образовательных программ и при всех формах получения образования.
Один из авторов законопроекта — заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы предыдущего созыва Олег Смолин. В своем выступлении на Неделе науки МЭСИ он много говорил о философии и реалиях образования, в том числе о внедрении электронных технологий, которые потребуют новых компетенций и социальных качеств от преподавателей. Крайне важно, чтобы их труд не обесценивался, ведь это приведет к снижению качества образования и человеческого потенциала вообще.
Согласно исследованиям НИУ “Высшая школа экономики”, для того чтобы высококвалифицированные специалисты шли работать в систему образования, зарплата должна составлять около 150% в среднем специальном и 220% в высшем образовании от средней заработной платы по региону.
Но подвижек в этом вопросе пока не наблюдается. Если с октября 2012 года планируется повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава на 6%, то в 2013 и 2014 годах ее увеличение пока не ожидается. Более того, расходы государства на образование сократятся в 2013 году примерно на 8%, в 2014-м — на 11%. С учетом инфляции к 2014 году образование получит денег на четверть меньше, чем в 2011-м. Отсутствие инвестиций в производство человека, вероятно, одна из причин, по которым Россия, согласно оценке ООН, занимает сейчас 66-е место по уровню развития человеческого потенциала и 53-е место по уровню образования.
Демократизация учебного процесса, перевод на бесплатные места, коррупция в вузах, отчисления из-за межличностных конфликтов или разногласий с системой, информатизация учебного процесса — эти темы на Неделе науки МЭСИ затронул председатель Российского студенческого союза Артем Хромов. При участии вузов и молодежных общественных организаций уже разработаны законопроекты о развитии студенческого самоуправления, увеличении числа бюджетных мест в вузах, квотировании первого рабочего места.
Не менее остро продолжает стоять проблема ЕГЭ. Олег Смолин привел социологические данные о том, что молодежь чаще всего ищет в Интернете. За рубежом в числе первых запросов — математика, Луна, клетка, Википедия, математические игры. В России — ЕГЭ, готовые домашние задания, решебник, результат ЕГЭ. “Весь мир стремится получить знания, а россияне в результате введения ЕГЭ хотят только готовые ответы”, — отметил депутат.
“Отсутствие образования, идей и желания их воплощать — худшие враги человечества, — сформулировал лейтмотив всего форума М.Аль-Хосан. — Общество, которое не развивает инновации, обречено. И тут велика роль каждой конкретной личности, ведь с развитием ваших идей вы можете стать лучшим представителем человечества”.

Елена ГОРДЕЕНКОВА
Фото Филиппа ПАХЛОВА

Нет комментариев