Нужен маршрут. Молодые ученые настаивают: современному высшему образованию требуется академическая мобильность.

С Алексеем Зайцевым, доцентом Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, довелось встретиться в Москве, куда он приехал читать лекции в НИУ “Высшая школа экономики”, а не в Калининграде, в вузе, чьи аудитории он знал еще студентом. Приехал в столицу Алексей по приглашению сотрудников кафедры “Алгебраическая геометрия и ее приложения”, которую благодаря мегагранту Министерства образования и науки организовал в Вышке Федор Алексеевич Богомолов. Примечательно, что и Богомолов, и Зайцев в России бывают периодически. Известный ученый Федор Алексеевич Богомолов (см. статью “Красивое решение”, “Поиск” №22, 2011) полтора десятка лет преподает математику в США, заведует аспирантурой факультета математики в Институте Курант Нью-Йоркского университета (Courant Institute, New York University), а Алексей начиная с 2003 года большее число месяцев в году проводит в Европе. Сначала трудился в Амстердаме, чтобы получить PhD, потом — в Дублине… И только недавно зачастил в Калининград, Москву…

— Что-то изменилось в Отечестве? — интересуемся у Зайцева.
— Изменилось в университете. Сохранив имя Канта в названии, наш вуз, ведущий родословную от славной Альбертины Кёнигсберга, получил еще и возможности развиваться как один из восьми федеральных университетов страны. Андрей Клемешев, наш ректор, сделал ставку на молодежь. Увидев это (я, заезжая к родителям в Калининграде, всегда читал лекции в своем родном вузе), тут же пришел к нему со своими предложениями. Андрей Павлович услышал, поверил и пригласил меня поработать над реализацией идеи. Суть ее — принципиально изменить систему подготовки математиков.
— Теперь вы преподаете в БФУ им. И.Канта?
— Читаю лекции и веду семинары на математическом факультете. Но главное — мне дали возможность организовать лабораторию “Математические методы защиты и обработки информации” в рамках Инновационного парка университета. С ВШЭ мы “обмениваемся” лекциями по актуальным темам. Сотрудник лаборатории алгебраической геометрии и ее приложений, доцент факультета математики НИУ “Высшая школа экономики” Алексей Зыкин выступил осенью у нас перед аспирантами и преподавателями БФУ им. И.Канта с циклом лекций “Модулярные кривые и модулярные формы”. Алексей Иванович — лауреат премии Московского математического общества за 2011 год, и тот мини-курс, что он прочел, на самом деле большая и серьезная математика, которую следует знать исследователю, что трудится в сфере арифметики алгебраической геометрии. А я с ответным визитом приехал в ВШЭ и в Независимый московский университет прочесть первый цикл лекций по темам “Уравнения над конечными полями” и “Групповые схемы”. Такое взаимодействие обогащает наши вузы, поднимает их уровень… Москва в России — крупнейший математический центр.
— Странно, а почему не в МГУ вы приехали?
- Первая причина, наверное, в том, что я лично там никого не знаю. А вот с замечательным человеком Михаилом Анатольевичем Цфасманом мое знакомство и сотрудничество начались в дни евроконференции 2000 на острове Крит. С этого момента мы всегда в контакте и работаем вместе. Он — ведущий сотрудник Института проблем передачи информации РАН и проректор Независимого московского университета.
— Это негосударственный вуз?
— Да, созданный в начале 1990-х годов для подготовки профессиональных математиков. Его учредителем является Московский центр непрерывного математического образования. В НМУ учатся обычно пять лет. Но в зависимости от успехов и личных потребностей студент имеет право сократить или увеличить продолжительность обучения.
— А вторая причина?
— Она серьезнее: у МГУ по сравнению с ВШЭ сейчас нет возможностей, чтобы свободно приглашать и отправлять людей. И дело не в финансовых ограничениях, а в бюрократических регламентах. А так — я с удовольствием завязал бы связи с МГУ, их надо развивать.
—  Какой у вас был старт?
— Окончил в 1998 году Калиниградский госуниверситет, поступил сразу в аспирантуру и скоро понял: здесь я защититься не смогу. В округе даже соответствующих диссертационных советов не было. Тогда я отправился в Амстердам, выиграл грант fellowship, получил степень PhD, которая здесь, кстати, не признается. Михаил Анатольевич Цфасман мне в этом помогал. В
2008-м я поехал в Институт Клода Шенона при Университете Дублина. Там отработал три года, занимаясь математикой и ее приложениями к теории информации. Сейчас свою задачу вижу в том, чтобы создать группу, может быть, даже школу, все участники которой смогут работать в одном направлении. Первым делом надо собрать коллектив единомышленников, которые обладают хорошими общими знаниями, направленными на решение общей задачи. Сегодня для нас это выстраивание магистерской программы…
— По образу и подобию того, что было в Дублине? Ориентируясь на зарубежные или наши форматы?
— В идеале надо собрать лучших специалистов в одном университете, но ни финансово, ни организационно это нереально. Они разбросаны по стране и миру. Их надо искать и на первых порах в рамках факультета собрать достойную программу — магистерскую на основе правильной бакалаврской. Мы хотим сделать этот цикл по курсу “Математическая криптография: математические методы защиты и обработки информации”. Мечта — создать собственный стандарт, скорее всего по математике и ее приложениям. Тема разбивается на четыре блока: теоретический, алгоритмический, программный и аппаратный. По всем блокам лучших кадров у нас нет. И поэтому мы хотим, чтобы, уже поступая в университет, студент понимал: ему предстоит здесь учиться год, а дальше он поедет в другой город. Не обязательно в европейский город или в Москву, главное — к лучшим специалистам в изу-чаемой области. А они могут быть не в лучших вузах страны, их надо найти еще, выбрать, договориться с вузами. Точно так же к нам из этих национальных исследовательских и федеральных вузов могут приехать студенты на год. Например, у нас приоритетна теоретическая часть. Мы 70% времени в году отдаем ей, а 30% — остальным курсам. И наши выпускники становятся реальными специалистами в теоретической части. Дальше едут осваивать алгоритмическую часть.
— Какой же диплом они получат, пройдя пять университетов?
— Пока не знаю, вероятно, своего вуза. Но главное — они получат сертификаты вузов, где прошли курсы, взяли лучшие знания…
— Будете посылать в Европу студентов и оттуда приглашать надолго профессуру?
— Чтобы приглашать из Европы, нужно вести преподавание на английском языке. Пока нет такой возможности, это следующий этап. Но действовать надо, в стране большая масса людей, которые когда-то получили образование, чему-то обучились и всю жизнь этим занимаются. И менять ничего не хотят, каждый находит себе оправдание, чтобы дальше не бежать. А без этого топчемся на месте, чудовищно отстаем. И студентов обманываем — они-то думают, что не зря учатся. Надо меняться, надо давать передовое образование на уровне Гарварда, МIT, а не простенькие курсы, которые потом не пригодятся в жизни. Если давать образование на высоком уровне, то люди из бизнеса будут приходить для получения знаний. В тот же Нью-Йоркский университет приходят в магистратуру за плату учиться люди с Wall-street. Просто выбирают курс, который им нужен, и получают знания. Непрерывное обу-чение специалиста с опытом, связями. Их сами выпускники своим примером притягивают. Вот такая мечта…
— А ваша идея университетом воспринята? Зарубежных специалистов будете приглашать?
— Идея воспринята и поддерживается, но надо начинать с российского уровня. Разумнее обкатать идею внутри страны, показать результат, создать конкуренцию ведущим вузам страны. В декабре сдаем магистерскую программу. Тьма бумаг, отчетов, сроки. Плюс постоянные семинары, мы должны “защищать” людей. В провинции большая проблема с остепененностью молодых кадров, с публикацией работ в топовых зарубежных журналах. Без них не приобрести статуса рабочей группы, признаваемой в России, да и за рубежом. Коллеги из Москвы нам помогают, Михаил Анатольевич Цфасман — один из самых больших альтруистов. Никто не будет проводить защиту только потому, что автор из провинции. Работа должна быть действительно хорошей, чтобы диссертационному совету было чем гордиться. Так что первый этап — зарабатывание репутации. Приходится самому ездить, выступать, докладывать, читать курсы, чтобы пришли к выводу — есть понимание. Пока мы не заработаем репутацию, имя, никто не будет с нами разговаривать, будут смотреть, как на фантазеров. А надо просто правильно работать: не метаться, а класть кирпичик к кирпичику…
— Откуда такой энтузиазм? Вы таким уродились?
— Ну, жизнь воспитала. У меня отец военный, пришлось сменить школ восемь, каждая давала свой опыт. Где-то хороший, а где-то отчаянный, когда полшколы наркоманы были. Знаю одно: никто тебе руку помощи особо не протянет, пока ты не зарекомендуешь себя. Вот когда увидят, чего стоишь, может быть…
— А я думала, что вы будете ругать ФЗ №94, говорить, как он вам мешает…
— А он нам пока не мешает, мы не закупаем оборудование. Математики головой думают. Мне сейчас ничего не мешает потому, что реальных финансовых потоков у нас нет. Разве что гранты, которые дают… А помогает история университета. Как ни крути, а БФУ вырастает на почве традиций бывшей Альбертины, где трудился сам Иммануил Кант, где работали мировой известности математики.
— Ну, а по ощущениям, что мешать будет?
— Неверие, печальный опыт неудач тех, у кого что-то в жизни не получилось. Нехватка общежитий будет мешать, отсутствие жизненного опыта у студентов… Согласятся ли они учить все больше и больше? Отпустят ли родители чадо в другой город в 17-18 лет, а потом в еще один, и еще… Только при понимании, что получит ребенок, будут отпускать. То есть нужны истории успеха, на это годы уйдут, пока система войдет в силу. Я себе план построил — система может проработать с отдачей 20-30 лет, конечно, с доводками, вариациями. Потребуется какой-нибудь центр по специальности, может, столичный, может, европейский — в Амстердаме, Марселе… Потребуется большая административная работа.
— Не боитесь из-за нее забросить родную науку?
— Нет, тут главное — правильно распределить обязанности, найти экспертов, которым веришь, и выверить маршрут, ведущий к цели.

Елизавета Понарина

Нет комментариев