Четвертый раз в столице прошла национальная выставка-форум ВУЗПРОМЭКСПО.

Достойный уровень

Выступая на открытии форума, Аркадий Дворкович, заместитель председателя Правительства РФ, отметил, что на днях Президент РФ подписал новую Стратегию научно-технологического развития РФ и именно участникам ВУЗПРОМЭКСПО предстоит эту Стратегию претворять в жизнь. Причем работа будет связана с реализацией приоритетов Национальной технологической инициативы — тех прорывных проектов, которые на ближайшие десятилетия определят продвижение России по пути 4-й промышленной революции, которая, как подчеркнул Аркадий Дворкович, “уже реальность, не планы и не намерения, мы уже в ней, по сути, живем. Это новый вызов и с технологической, и с этической точек зрения. Мы должны ответить на эти вызовы, чтобы остаться конкурентоспособными”. 
Останемся ли? Судя по настрою присутствующих, наверняка. Ведущая роль в этом принадлежит науке. Как отметила министр образования и науки Ольга Васильева, именно “наука должна стать ядром социально-экономического развития России”. И бе-
зусловно, вузы в этих процессах играют особую роль, обеспечивая динамичный рост исследований и разработок. Вот несколько цифр, озвученных министром: число исследователей, разработчиков в университетах достигло 46 тысяч человек, при этом доля молодых исследователей составляет 63%. Объем исследований и разработок, проводимых в стенах учебных лабораторий, увеличился за последние 10 лет более чем в пять раз. На базе вузов созданы более 3 тысяч малых инновационных предприятий, а в рамках реализации Постановления правительства №218 о господдержке кооперации высшей школы, научных учреждений и промышленности созданы более 250 высокотехнологичных производств, выпустивших за последние шесть лет новой продукции на сумму более 150 миллиардов рублей, а к 2020 году планируемые объемы составят свыше 
1 триллиона рублей. В среднем на каждый рубль вложенных бюджетных средств произведено продукции более чем на 10 рублей. Поступившие в бюджет средства только от уплаты налогов по проектам, которые вышли на стадию выпуска продукции, более чем в два раза превосходят расходы на предоставление субсидий.
Конечно, отметила Ольга Юрьевна, не все МИПы коммерчески успешны, но они, бесспорно, оказывают важное влияние на развитие сферы образования в обществе. Полученные навыки взаимодействия с внешней средой, опыт внедрения разработок помогают студентам, аспирантам, молодым ученым в их дальнейшей профессиональной карьере, прежде всего в сфере науки, технологий и инноваций. За шесть лет реализации постановления правительства в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок приняли участие более 4 тысяч студентов, 1,8 тысячи аспирантов и 3,5 тысячи молодых ученых. 
Министр с удовольствием отметила, что наряду с ведущими вузами и промышленными предприятиями впервые в ВУЗПРОМЭКСПО участвуют 12 академических институтов. И выразила уверенность, что в следующем году на ВУЗПРОМ-ЭКСПО их будет больше, ибо это достойная площадка для активного взаимодействия и обмена знаниями между вузами, научными организациями и бизнесом. 
А в том, что такое взаимодействие крепнет, несмотря на сложности кооперации в разработке и производстве высокотехнологичной продукции, можно было убедиться, пройдя по экспозиции. Первой демонстрационной площадкой, возле которой остановилась министр образования и науки, обходя выставку, оказался стенд МГУ им. М.В.Ломоносова. И Артем Малахо, ведущий научный сотрудник химического факультета, протянул ей вроде бы увесистый запорный кран промышленных трубопроводов, демонстрируя созданную совместно с НПО “Сплав” наукоемкую разработку — неметаллическую композиционную арматуру, внушительного размера, из разряда хорошо знакомых шаровых кранов, затворов, что давно используются в ЖКХ. Заняться этой разработкой ученых заставила необходимость максимально реализовать преимущества полимерных трубопроводов. 
— Пластиковые трубы легкие, их удобно монтировать, служат они лет по 40, но все их плюсы на порядок уменьшает используемая с ними запорная аппаратура. Она — металлическая и выдерживает без поломок только 3 года. Ладно, в быту кран поменять, а представьте, каково это при ремонте трубопроводов морских или закопанных в землю? Там иное давление, да и транспортируемые материалы требуют иных ресурсов надежности. А при использовании созданной нами технологии запорная арматура будет служить десятилетиями, — говорит профессор Виктор Авдеев, заведующий кафедрой химической технологии и новых материалов. — Вот этот пластиковый композиционный кран не точат, изводя в стружку 80% металла, а льют, благодаря союзу химиков и математиков. Наш проект, осуществляемый в рамках Постановления правительства №218, выполняла со стороны МГУ команда из 25 человек, 85% которой — молодежь до 35 лет. Это специалисты разного профиля. Например, огромную роль здесь сыграли ученые механико-математического факультета, который возглавляет ректор В.Садовничий. Группа Виктора Антоновича применила для расчетов прочности, давления, динамики текучести новый метод моделирования — так называемый бессеточный, который стал надежным научным фундаментом разработки, позволил корректно ее осуществить на практике на Алексинском химическом комбинате. Это наш партнер, где уже запущен цех по выпуску такой продукции. Математики МГУ опубликовали свои исследования в ведущих мировых научных изданиях, и сегодня мы ведем переговоры с зарубежными фирмами, которые хотят этот модуль принципиально нового расчета внедрить. То, что мы сейчас делаем, может стать колоссальным бизнес-успехом, принести стране сотни миллионов долларов экономии и вывести нашу промышленность на новый уровень конкуренции…
Выйдем из “долины смерти”?
Наступившая зима оказалась богатой на важные для научного сообщества события. Первого декабря Президент РФ Владимир Путин утвердил Стратегию научно-технологического развития РФ, а спустя две недели в Москве в рамках IV ежегодной национальной выставки-форума ВУЗПРОМЭКСПО-2016 состоялась III Научно-практическая конференция “Исследования и разработки — 2016”. Ее пленарное заседание было посвящено новой Стратегии. Об особенностях этого документа, а также о том, каких изменений после его принятия стоит ждать ученым, рассказал на конференции и.о. директора Департамента науки и технологий Минобрнауки РФ Сергей Матвеев.
Он подчеркнул, что впервые за 25-летнюю историю России отечественная наука позиционируется как сила, способная ответить на внешние вызовы. Вторая важная черта Стратегии — сформулированный общественный заказ на исследования и разработки, при этом в качестве приоритетных в документе обозначены междисциплинарные направления научно-технологического развития, “которые по сути представляют собой заказ общества на исследования и разработки”.
— Допустим, мы хотим получить набор технологий персонализированной медицины. В этом приоритете нет биологов или физиков. Есть заказ, а как ученые скооперируются и смогут эту задачу решить — проблема научного сообщества. Стратегия формулирует лишь конечную цель, но не механизмы, способы и формы ее достижения, не отдавая предпочтений ни одной области исследований, — пояснил руководитель департамента. 
Приоритеты научно-технологического развития России Сергей Матвеев условно обозначил как “качество жизни”, “эффективность человека” и “освоение территории”. Государство, по его словам, обещает всеми возможными средствами поддерживать проекты, направленные на достижение этих целей. В части фундаментальных исследований предполагаются бюджетные субсидии академическим институтам и вузам, привлечение ресурсов фондов поддержки науки (РНФ, Фонд перспективных исследований, РФФИ и др.). Будут задействованы и инструменты продвижения инноваций — “Сколково”, Фонд поддержки предпринимательства в научно-технической сфере, Фонд развития промышленности. 
— Но есть еще и средний этап — так называемая “долина смерти”, когда производители пытаются перейти от научного результата к экономической реализации. Наша задача — понять, как для этого выстроить “мостик”, — отметил руководитель департамента. Скоординированность процесса, по его мнению, должна обеспечить ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы” в обновленном формате. 
Очевидно, что для продуктивной работы науке и бизнесу нужно знать сценарий развития той или иной сферы. Министерство осознает эту потребность и готово профинансировать разработку прогнозов по приоритетным направлениям в рамках мероприятия 1.1. Вскоре будет объявлен открытый конкурс на прогнозирование. Оценку его результатов предполагается поручить ученым и бизнесменам. 
— Нам нужны внятные, серьезные заказчики для науки, — считает Матвеев. — И если на текущий момент индустриального партнера находила сама научная организация, то мы хотим создать некую систему отбора. 
Планируется, что министерство при помощи институтов инновационного развития (РВК, “Сколково” и др.) будет отбирать средние и крупные компании, которые в итоге получат право ставить промышленные задачи. Далее бизнес обозначает цели, после чего совместно с министерством промышленники проводят конкурс научных организаций, подыскивают альтернативные компании и финансируют их исследования (мероприятие 1.2). При этом самой науке тоже нужно давать возможность идти в бизнес, создавая хозяйствующие субъекты. По словам Сергея Матвеева, с помощью институтов инновационного развития можно выбрать проверенные организации с практическим опытом разработок. Таким образом будут появляться “правильные” стартапы, которые смогут “оседать”, например, в “Сколково” (мероприятие 1.3).
К отбору комплексных проектов, как сообщил директор департамента, предполагается привлечь советы по приоритетам научно-технологического развития (мероприятие 1.4). Такие блоки программы, как развитие инфраструктуры, уникальные научные установки, международное сотрудничество, изменены не будут. 
Разговор о перспективах сменила тема итогов реализации ФЦП ИР за три года, минувших с начала ее реализации. Заместитель генерального директора Дирекции научно-технических программ Минобр-науки Константин Шуртаков рассказал, что за это время в конкурсах приняли участие 1260 организаций. Было подано более 8 тысяч заявок, по большей части от вузов. Победителями 672 конкурсов, проведенных в рамках мероприятий ФЦП, стали 1863 проекта от 513 организаций. Размер их бюджетного финансирования составил 64,6 миллиарда рублей.
Основной объем научных исследований и разработок осуществляется в рамках мероприятий 1.2-1.4. В 2014-2016 годах государство выделило на поддержку 1232 проектов 37,3 миллиарда рублей. Средства распределялись в соответствии с приоритетными направлениями программы: энергоэффективность, энергосбережение и ядерная энергетика (8,2 миллиарда), индустрия наносистем (7,2 миллиарда), науки о жизни (6 миллиардов), транспортные и космические системы (5,6 миллиарда), информационно-телекоммуникационные системы (5,3 миллиарда) и рациональное природопользование (5 миллиардов). 
Общий объем средств из внебюджетных источников, привлеченных индустриальными партнерами, составил 21 миллиард рублей. Около половины представленных на конкурсы проектов поддержаны технологическими платформами, а самые передовые и перспективные исследования включены в “дорожные карты” Национальной технологической инициативы.
Не выполнил — плати!
Форум “Новые кадры ОПК: молодые таланты России”, организованный на площадке ВУЗПРОМЭКСПО, собрал не одну сотню участников. В зале присутствовали руководители госкорпораций, предприятий оборонно-промышленного комплекса, ссузов и вузов, ответственные лица Минобр-науки, парламентарии и эксперты ведущих отраслей. Они пытались обобщить лучшие практики развития кадрового потенциала высокотехнологичных производств, проанализировать опыт регионов в деле привлечения в ОПК наиболее способных представителей подрастающего поколения.
С первым докладом на секции “Молодежный резерв ОПК: технологии развития компетенций и инфраструктура партнерства” выступил Александр Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки. Коротко напомнив, что сегодня в инженерии и подготовке кадров для ОПК бюджетный прием — 90%, он задался вопросом: какова отдача используемых механизмов целевого приема и целевой подготовки?
Целевой прием проводят традиционно в рамках так называемого государственного плана. А госплан складывается из усилий Минобрнауки и Минпромторга. Сначала у примерно тысячи предприятий выясняют, каких специалистов, кому и сколько по программам среднего и высшего образования желательно подготовить. Потом распределяют квоты на целевой прием по нуждающимся в нем регионам, кто для кого будет учить специалистов. Всего — 13-14 тысяч человек в год, но до выпуска доходят лишь трое из пяти. Почему? Баллы ЕГЭ поступающих по целевому приему низкие, конкурса почти нет. А ведь так комплектуют набор в первую очередь для предприятий ОПК, которые расположены в ЗАТО. Лучшие, самые сильные абитуриенты уезжают в крупные города, известные вузы, послабее — остаются и идут на целевой прием. Такая ситуация никого не радует.
— Поэтому два года назад мы с коллегами запустили особую ведомственную программу под названием “Новые кадры для ОПК”, — рассказал А.Соболев. — Задача — переход от целевого приема к механизму целевого обучения, когда между студентом, предприятием и образовательной организацией заключается трехсторонний договор. В специалитете и бакалавриате — на старших или последнем курсе, в магистратуре — на полный цикл обучения. Финансово это так: к нормативу, который обеспечивает Минобрнауки, предприятие добавляет еще часть софинансирования, и тогда министерство выделяет еще одну часть норматива. Деньги идут на разные стажировки студентов, привлечение новых преподавателей и разработку контента. Параллельно запущен механизм инфраструктурной поддержки: каждый год министерство, в зависимости от средств, которые есть, выделяет деньги на создание 10-15 базовых подразделений с локализацией прямо на площадках предприятий. Проводится конкурс, который технически организует Минобрнауки, а решение по нему принимают работодатели — представители ключевых корпораций. Есть особый совет, который рассматривает целесообразность создания структурных базовых подразделений, то есть углубленного сотрудничества предприятий и вузов. Сегодня таких базовых кафедр более 20, не всё там без сбоя, но возникшие на заводах Тулы, Ульяновска, Артема демонстрируют, что взаимодействие создает надежную конструкцию в интересах современных производств. 
По целеполаганию две модели разнесены: целевой прием обеспечивает массовый сектор, а программа “Новые кадры для ОПК” готовит кадры там, где развивается современное высокотехнологичное производство. 
Чуть позже проректор МГТУ “СТАНКИН” Юлия Еленева приведет статистику экспертно-аналитического центра развития кадрового потенциала ОПК, созданного Минобрнауки России на базе университета “СТАНКИН”: средний балл оценки предприятиями качества подготовки студентов-“целевиков”, обучающихся по программе “Новые кадры для ОПК”, составил 7,47 по 10-балльной шкале, в то время как для общей массы студентов, поступивших по целевому приему, балл не выше 5,5.
Вроде ситуация меняется к лучшему. Но, как рассказал А.Соболев, по поручению председателя правительства в этом году были проанализированы все договоры по целевому приему и целевой подготовке. Анализ был сделан для медицины, транспорта, сельского хозяйства, педагогики и инженерии, включая программы “Новые кадры для ОПК”. Несмотря на то что формально в договорах о целевом обучении должны быть прописаны обязательства предприятий и обязательства студентов, примерно в 20-70% договоров они вообще отсутствуют, а в 25% существуют, но не работают. Дело в том, что, согласно задумке, предприятие, муниципальное образование или субъект РФ должны вложить финансовые средства в подготовку современных специалистов. Например, в виде стипендии. Вроде вкладывают — аж… 15 тысяч рублей в год, а то и менее. Но сегодня никого не мотивирует стипендия в тысячу рублей! Это системная проблема: ни предприятия ОПК, ни муниципальные образования не хотят тратиться на подготовку современных кадров.
— А ведь, по сути, нормативные основания решения проблемы есть, — рассказал А.Соболев. — Во-первых, возможность реализации сетевых образовательных программ, в том числе с научными организациями. Во-вторых, возможность продолжения создания базовых кафедр, но с четко очерченными обязанностями. Существует законопроект, который станет законом весной и позволит строить структурные подразделения вне границ муниципальных образований, — это значит, что образовательные организации смогут открывать их по всей России. 
По мнению Александра Борисовича, это революционная модель замены филиалов, но решение о том, где, как, на каких основаниях подобные подразделения стоит создавать, будет принимать Минобрнауки.
Еще одно нововведение, которое будет рассмотрено на сессии в новом составе Госдумы, — это переход от целевого приема к целевому обучению. В закон будет введена норма, которая в трехсторонний договор вносит более жесткие, чем сейчас, обязательства. Это приведет к появлению штрафов в размере стоимости бюджетного обучения, если студент не доучился или не пришел работать на указанное в договоре о целевой подготовке предприятие, школу, клинику. Причем если сейчас при целевом обучении все обязательства ограничиваются договором об образовательных программах, то новая модель предусматривает трансляцию их на трудовую деятельность. Конкретно: выпускник обязан проработать три года на предприятии, которое выплачивало ему дополнительную стипендию. Какую? Порядка 100 тысяч рублей в год.
— Далеко не все депутаты эти нововведения поддерживают, — признался Соболев. — Медики, педагоги говорят, что у них в больницах и муниципалитетах нет денег на такую адресную поддержку. Хотя уже есть примеры, когда в 14 регионах РФ обучаются по системе трехстороннего договора 2,5 тысячи будущих учителей. Они обязались отработать, а муниципалитеты — обеспечить студентов дополнительными средствами из расчета 100-150 тысяч рублей в год. Программа “Новые кадры для ОПК” — эксперимент того же рода. Министерство планирует ее и дальше поддерживать. В следующем году будут проведены конкурсы по созданию базовых структурных подразделений, и по этой программе обучат порядка 3 тысяч студентов. За предыдущие два года их было выучено 7 тысяч. На наш взгляд, целевое обучение даст возможность ежегодно готовить примерно 3,5-4 тысячи студентов для предприятий ОПК и примерно 2 тысячи студентов-педагогов. Аналогичные меры сейчас рассматривают Мин-здрав, Минтранс…
Хоть нововведения и увеличат ответственность, зал реагировал в целом позитивно, а ведущий секцию Дмитрий Волошин, директор корпоративной сетевой академии ГК “Ростех”, даже выразил от имени работодателей признательность Минобрнауки за продвижение этих программ и законопроектов.
Дальше пошел разговор о том, как корпорации борются за свой персонал. Каждый пришел, что называется, со своим кейсом опыта. Алла Вучкович, исполнительный директор по персоналу и социальной политике Госкорпорации “Роскосмос”, рассказала о целом комплексе мер по профориентации и взаимодействию с вузами, по адаптации выпускников на предприятиях. А их у “Роскосмоса” около ста, пополняют их штат 12-13 тысяч выпускников вузов и 3-4 тысячи выпускников ссузов. Текучесть — 5-7%, но 10-12 и даже 18% среди тех, кто проработал меньше года. Почему? Ожидания не совпадают с реалиями. Поэтому теперь подготовку кадров начинают со школы. Сейчас “Роскосмос” с Минобр-науки собирают лучшие практики профориентации вместе. Министр О.Васильева предложила вернуть в школу астрономию, а корпорация, поддержав идею, пошла дальше: предложила разработать для школ концепцию космического образования. Скоро заработает специальный портал “Ключ на старт!”, где в игре будут представлены профессии “Роскосмоса”. А еще госкорпорация намерена проводить модельную олимпиаду “Космос” и даже делать школьные спутники… Программу “Новые кадры для ОПК”, по которой на корпорацию работают 25 вузов, “Роскосмос” считает очень успешной, особенно — при подготовке кадров для космодрома Восточный. В этом году с МГТУ им. Н.Э.Баумана провели День студента “Роскосмоса” и получили информацию, что 84% учащихся наиболее важным фактором для выбора будущего места работы назвали интересную работу и только потом — оплату труда. 
Проректор Московского политехнического университета Дмитрий Земцов рассказал о подготовке кадров через проектное обучение, что явно полезно для программы “Новые кадры для ОПК”. Объединенную судостроительную корпорацию представлял Эдуард Бобрицкий, директор Департамента управления персоналом. Он сосредоточил внимание на сокращении разрыва между обучением и производством. Один из главных инструментов здесь — те самые базовые кафедры на предприятиях. В пример привел питерское предприятие “Малахит”, которое занимается выпуском подводных лодок, где средний возраст работников — 40 лет. Но кадры требуются уникальные — поэтому создали базовые кафедры, в основном совместно с СПбГМТУ (“Корабелка”) и Военмехом, где проектным методом учат студентов и, что важно, готовят преподавателей вузов. Приходя на предприятие, те узнают много нового!
Выступления так впечатлили, что народ потянулся к микрофонам в зале. Представитель Тулы обратился к Соболеву с просьбой придумать проекты, объединяющие усилия ссузов и вузов в деле подготовки кадров для ВПК. 
На пленарном заседании о задачах, которые в ближайшие годы поставлены перед ОПК, — военно-техническое сотрудничество с другими странами и выпуск продукции гражданского и двойного назначения — подробно говорил Владимир Гутенев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. По его мнению, важно, что наконец государство и бизнес осознали необходимость сквозной селекции и подготовки кадров для ОПК.
Материалы подготовили Елизавета ПОНАРИНА и Татьяна ЧЕРНОВА.
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев