Видны подвижки. Растет спрос на прикладные специальности.

“Система профессионального образования доказала, что может выпускать хорошо подготовленных специалистов, и работодатель это оценил”, — констатировал директор Центра развития профессионального образования Московского государственного машиностроительного университета Алексей Овчинников на круглом столе в МИА “Россия сегодня”. В ходе встречи журналистам были представлены итоги очередного исследования, осуществленного в рамках проекта “Социальный навигатор”. Результатом работы аналитиков стал “Навигатор абитуриента: колледжи России — 2016”. Это третий по счету ресурс, подготовленный агентством в помощь выпускникам школ, планирующим — либо не исключающим — начало своей профессиональной траектории в системе СПО. Отраженные в нем показатели, а также мнения экспертов — участников круглого стола позволяют сделать вывод о том, что для масштабного преобразования этой системы в соответствующую мировым стандартам еще придется основательно поработать, однако подвижки есть и отношение в обществе к данному уровню образования начинает меняться. Вот только несколько фактов, озвученных в ходе встречи: конкурс на обучение по ряду программ СПО превышает 25 человек на место; годовая стоимость некоторых платных курсов сравнялась с ценой за обучение в брендовых вузах; появились колледжи, которые вообще отказываются от бюджетного приема на востребованные специальности, такие, например, как автомеханик, полностью переходя на платный. 

Навигатор этого года составлен на основе изучения данных порядка трети (977) отечественных учреждений среднего профессионального образования (УСПО) из 48 регионов. При этом в некоторых из регионов удалось отразить все учебные заведения. Впервые данный ресурс появился в 2012 году, затем его обновили в 2015-м. Тогда исследование охватило 664 колледжа, и, как отметила руководитель проекта “Социальный навигатор” Наталья Тюрина, большой интерес к нему пользователей (семей, самих колледжей, руководителей регионов) подвиг ее коллег на создание аналогичного продукта и в 2016 году. В последней версии навигатора широко представлены учебные заведения Крыма и российского Кавказа, а также Центрального федерального округа РФ, где в связи с активным развитием малого и среднего бизнеса в последнее время заметно выросла потребность в специалистах с соответствующими компетенциями. 
С помощью этого ресурса пользователи могут найти информацию о направлениях подготовки в том или ином учебном заведении, объеме приема на бюджетные и платные места, конкурсе на ту или иную специальность, стоимости обучения, а также о среднем балле аттестатов зачисленных абитуриентов. Рассказывая о новациях последней версии навигатора, Наталья Тюрина сообщила, что дополнить ресурс данными о наличии общежитий предложило руководство колледжей. Теперь, обратившись к навигатору, можно также узнать, предоставляется ли обучающимся в данном образовательном учреждении отсрочка от армии, есть ли возможность дополнительно получить смежную специальность, учиться дистанционно или индивидуально, а также проводит ли УСПО собственные испытания и проходят ли его выпускники процедуру оценки и сертификации профессиональной квалификации. Кроме того, ресурс 2016 года содержит сведения о наличии условий для обучения инвалидов (эти условия, как утверждают аналитики, заметно улучшились по сравнению с прошлым годом), об участии студентов в региональных чемпионатах WorldSkills и количестве молодых специалистов, устроившихся по специальности или поступивших в вуз. 
По каким группам профессий УСПО сегодня готовят больше всего специалистов? Согласно данным Н.Тюриной, это, прежде всего, экономика и управление, техника и технологии наземного транспорта, машиностроение, промышленная экология и биотехнологии, техника и технологии строительства, сельское, лесное и рыбное хозяйство, информатика и вычислительная техника, сервис и туризм, электро- и тепло-энергетика, образование и педагогические науки. Наилучший же средний балл аттестата, как показывает навигатор, у тех, кто поступает учиться на фармацевтов и юристов (4,9), а также педагогов, экономистов и управленцев (4,8). Далее по степени востребованности среди отличников и хорошистов идут информатика и вычислительная техника, физическая культура и спорт, гуманитарные науки, сестринское дело, прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, промышленная экология и биотехнологии. Аутсайдеры в СПО, по определению руководителя проекта, — “точная калька” вузовских специальностей, на которые поступают троечники. Это сельское, лесное и рыбное хозяйство, сервис и туризм, техника и технологии кораблестроения и водного транспорта и др. В целом по стране средний балл аттестата поступающих в колледжи на бюджет вырос с 3,6 до 3,8. 
Отдельная таблица ресурса знакомит пользователей с самыми востребованными и дорогими УСПО, названо и учреждение, предлагающее наиболее дешевые программы обу-чения, — Республиканский сельскохозяйственный колледж им. Ш.И.Шихсаидова (г. Буйнакск, Республика Дагестан). Разница в цене с самой дорогостоящей программой в этом сегменте образовательного рынка — в 130 раз (1,5 тысячи рублей и 204 тысячи рублей соответственно), но означает ли это, что и уровень обучения существенно ниже там, где учат дешевле? Есть основания сомневаться: в 2015 году буйнакский колледж вошел в сотню лучших ссузов России. 
Рекордсмены бюджетного набора — Гудермесский педагогический колледж им. С.С-А. Джунаидова (702 чел.) и Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С.Солнцева (г. Тамбов) (513 чел.). По приему платников лидируют Томский базовый медицинский колледж (317) и Астраханский базовый медицинский колледж (300). Самый высокий конкурс на бюджет — в Тюменском медицинском колледже (23 чел. на место) и в Училище (техникуме) олимпийского резерва города Абакан (17). По числу претендентов на каждое платное место лидирует это же абаканское училище (25), а также Красноярский педагогический колледж №2 (17). Более высокие баллы тех, кто приходит учиться за деньги, эксперты объясняют большим количеством льготников с низкими оценками, реализующих свое право на бюджетное образование в СПО. Поэтому ситуация тут радикально отличается от приема в вузы, где на бюджет попадают почти все высокобалльники. 
“Сегодня уже можно сказать, что объединение СПО и НПО было правильным шагом”, — считает заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы РФ по образованию Алексей Майоров. По его словам, это ощутимо повлияло на качество обучения рабочим профессиям, при том что студенческих мест не только не стало меньше, но по многим специальностям их количество еще и выросло. Разворот абитуриентов в направлении колледжей — один из положительных сдвигов в системе образования в целом, поскольку это снимает определенную нагрузку с университетов и позволяет им повышать качество обучения. Представитель ГД напомнил, что сегодня программы СПО выбирают порядка 42% продолжающих учебу после школы, а специалисты с такими дипломами наращивают конкурентное преимущество на рынке труда. Но проблема обеспечения экономики наиболее востребованными кадрами остается, так как многие рабочие профессии по-прежнему малопривлекательны для молодежи. 
Проректор по учебно-методической работе НИЯУ МИФИ Елена Весна поддержала коллегу: “Работодателем востребованы специалисты, ориентированные на прикладные компетенции. За последние несколько лет сложился дефицит людей, которые умеют что-то делать реально”. По ее мнению, готовность платить за программы СПО — показатель того, что люди делают выбор “не по остаточному принципу” и учатся осознанно. Проректор уверена, что “через профессиональное образование лежит наиболее эффективный путь к прикладным компетенциям, ради которых затеяли всю реформу образования”. Елена Весна считает, что система СПО нуждается в ребрендинге: необходимо поднимать престиж профессионалов, рекламировать профессии будущего, которые можно получить уже сегодня. Несколько таких специальностей были названы участниками круглого стола. Например, мехатроник — специалист, работающий с разными типами конструкций, знающий механику, электромеханику, отчасти робототехнику. Массовый спрос сегодня приобретает и такая специальность, как оператор беспилотных летательных аппаратов, применяющихся в разных сферах народного хозяйства. Программы обу-чения данных специалистов были введены по настоянию Росавиации. 
Полезным дополнением к навигатору может стать для абитуриентов рейтинг частных колледжей, подготовленный и опубликованный на днях Национальным рейтинговым аттестационным агентством (Росрейтинг). Авторы опирались на список из 50 самых востребованных специальностей (по версии Минтруда), данные колледжей, опрос работодателей и информацию, полученную в результате анкетирования родителей студентов. Из девяти предложенных им критериев оценки респонденты выбрали как наиболее значимые востребованность специальностей, по которым ведется обучение, наличие партнеров-работодателей, объем дополнительных бесплатных программ и условия учебы (социокультурная среда). 
В тройке лучших среди вошедших в рейтинг 80 учебных заведений, реализующих программы СПО, оказались Колледж информационных технологий Московского финансово-юридического университета (факультет СПО МФЮА), Колледж Московского психолого-социального университета (факультет СПО МПСУ) и факультет СПО Казанского инновационного университета им. В.Г.Тимирясова. В ТОП-15 — колледжи и вузы, реализующие модель дуального образования, которая предполагает освоение практической части программы непосредственно на предприятии, а также организующие студенческие олимпиады и конкурсы профессионального мастерства.
Хотелось бы напомнить еще об одном ориентире для тех, кто хотел бы осваивать специальности из ТОП-50 Минтруда. Это УСПО, работающие сегодня в рамках межрегиональных центров компетенций в семи регионах страны. Как обещал замминистра образования и науки РФ Александр Климов, в этих центрах будут не только готовить будущих победителей WorldSkills, но и апробировать самые современные программы, методики и технологии подготовки наиболее востребованных на рынке труда представителей новых и перспективных профессий со средним профессиональным образованием, прежде всего для высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг.
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Иллюстрация с сайта http://ria.ru

Нет комментариев