На всех парусах. Нанороботы отправятся к Альфа Центавра.

Спустя 55 лет после первого пилотируемого полета Юрия Гагарина, именно в День космонавтики, британский ученый-космолог Стивен Хокинг и российский ИT-миллиардер Юрий Мильнер объявили о запуске проекта Breakthrough Starshot, цель которого — отправка искусственного зонда (наноробота) к ближайшей к Солнцу звездной системе Альфа Центавра. Спустя сутки о своем участии в проекте сообщил и основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг.
Breakthrough Starshot — это вторая инициатива (после представленного менее года назад проекта Breakthrough Listen стоимостью 100 млн долларов), выдвинутая Юрием Мильнером и направленная на обнаружение внеземных цивилизаций. Первоначальные вложения в Breakthrough Starshot составляют 100 млн долларов, но, по оценкам специалистов, этой цифрой затраты не ограничатся.
Расстояние до Альфы Центавра составляет 4,37 световых года, это около 40 триллионов километров. Самому быстрому из существующих космических кораблей понадобилось бы 30 тысяч лет, чтобы достичь системы. Однако Хокинг и Мильнер собираются осуществить проект Breakthrough Starshot “в течение жизни одного поколения” — за 20 лет.
В интервью BBC профессор Хокинг отметил, что мечта может превратиться в реальность быстрее, чем мы думаем. “Если мы хотим выжить как вид, нам необходимо достичь других звезд”, — подчеркнул он.
Инициаторы проекта Starshot обещают, что сэкономить время удастся, если оборудовать крошечный зонд не двигателем, а парусом, “раздувать” который будет “ветер”, состоящий из фотонов, — лазерный луч мощностью около 100 гигаватт. Концепция “космического корабля” заключается в том, чтобы уменьшить его размер примерно до размера чипа, используемого в электронных приборах, и затем запустить тысячу таких мини-кораблей с собственным солнечным парусом на околоземную орбиту. “Это похоже на парусную лодку, которую толкает не ветер, а свет. Гигантский лазер с Земли даст им мощное ускорение, что поможет мини-кораблям достичь скорости в 20% от скорости света”, — сообщает bbc.com.
Наноаппарат будет состоять из миниатюрного робота, оборудованного камерами, фотонными двигателями, блоком питания, приборами связи и навигации, а также светового паруса толщиной всего в несколько сотен атомов и массой в несколько граммов.
Скептики отмечают, что новый проект Юрия Мильнера, Стивена Хокинга и Марка Цукербера больше напоминает pR-акцию с соответствующей задачей. “Очевидно, что инициаторы проекта не выбирали специально звезду с интересными планетами — ведь в системе Альфа Центавра пока вообще нет открытых экзопланет. В сущности, была выбрана самая близкая и самая известная цель, наверное, пиар-эффект здесь тоже играет роль. Важнее всего — хоть куда-то долететь”, — слова астронома, сотрудника Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга Сергея Попова приводит Радио Свобода. “По утверждению астрономов, есть достаточная вероятность того, что вокруг одной из звезд созвездия Альфа Центавра вращается планета, похожая на Землю, — отмечает ученый. — Но мы узнаем об этом больше в следующие два десятилетия с помощью расположенных на Земле и в космосе телескопов”.
Однако, по мнению Стивена Хокинга, “технологический прогресс, достигнутый за два последних десятилетия, делает проект возможным уже для следующего поколения”.
Фото с сайта space.com