Салонный показ. Российское образование представили во всей красе.

“Нынешний форум дает прекрасную возможность обсудить все проблемные точки, предложить нестандартные решения и выбрать лучшие из них”, — заверил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, приветствуя гостей третьего Московского международного салона образования (ММСО-2016). В этом году ММСО, недавно получивший официальный статус ежегодного, впечатлил своей масштабностью: более 70 стран-участниц, около тысячи участников-экспертов. Порядка 400 мероприятий (включая более 200 форумов, лекций, семинаров, воркшопов, мастер-классов и тренингов для педагогов и руководителей образовательных учреждений) было организовано на 20 тысячах кв. м 75-го павильона ВДНХ. Девять из 16 залов занимали представители организатора — Минобрнауки РФ. Министерство готовило и проводило салон, совместивший форматы выставки “Новая архитектура образования” и форума (деловой программы), при поддержке Департамента образования города Москвы и Правительства Московской области. По данным директора Исполнительной дирекции ММСО-2016 Максима Казарновского, в организационной работе были задействованы все департаменты Министерства образования и науки, а число представленных здесь федеральных и московских вузов приблизилось к 80. Если в прошлом году в рамках салона участники анализировали состояние образовательных систем в современных условиях и перспективы их изменения, то на ММСО-2016 перед ними была поставлена задача предложить конкретные инструменты практического воплощения теории и обсудить пути распространения лучшего опыта.
Посетителям представили все уровни образования, а количество взрослых и школьников, пришедших на выставку, превзошло ожидания организаторов. Приветствуя гостей на официальной церемонии открытия, которая состоялась во второй половине первого из четырех дней программы, заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец сообщила, что на момент этого события уже было зарегистрировано почти 30 тысяч посещений, при том, что ожидалось примерно 40 тысяч человек за все дни салона. В итоге пришли 52,5 тысячи. Для сравнения напомним, что в прошлом году за четыре дня работы ММСО в общей сложности посетили 21,5 тысячи гостей из 18 стран, а мероприятий в рамках программы удалось провести вдвое меньше, чем в 2016-м. 
Экспонентами выставки выступили ведущие образовательные и научные организации России, ближнего и дальнего зарубежья, представители профильных министерств и ведомств, крупнейшие предприятия-работодатели и компании, производящие учебное, техническое оборудование, программное обеспечение и предлагающие услуги на рынке образования. Выставку составили девять тематических кластеров. Например, наиболее конкурентоспособные образовательные проекты представляла территория “Капитаны индустрии”, международные программы академического обмена и волонтерской деятельности — “Образование без границ”, инновационные и исследовательские программы ведущих вузов — “Страна университетов”. Оценить востребованность и перспективность той или иной профессии, пройти короткий или глубокий тест для выбора своего направления обучения, сдать аналог ЕГЭ, подробно познакомиться с вузами и колледжами можно было на площадке “Профориентация”, узнать о новейших и эффективных методиках и решениях архитектуры и дизайна образовательных пространств — в кластере “Технологии для образования”. 
В формате “Открытой приемной Минобрнауки” представители министерства ответили на вопросы посетителей салона. В частности, заместитель министра Вениамин Каганов говорил о социальном партнерстве в сфере образования и поддержке одаренных детей, а темы ЕГЭ, профстандартов и повышения квалификации учителей достались замдиректора Департамента государственной политики в сфере общего образования Ирине Тарадановой. Чиновники дали ответы и на обращения, присланные на сайт ММСО с 1 по 12 апреля.
Специальными мероприятиями программы стали заключительный очный этап Всероссийского конкурса научно-технического творчества молодежи НТТМ-2016, VIII Всероссийский робототехнический фестиваль “РобоФест”, IV Международный форум Международной ассоциации корпоративного образования (МАКО). В рамках открытой программы “Изобрети свое будущее” вузы провели дни открытых дверей, студентам была представлена программа “Глобальное образование” (сейчас Минобрнауки рассматривает вопрос о ее продлении после 2016 года), а руководитель Центра исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий на экономическом факультете МГУ Сергей Капков зачитал для участников текст “Тотального диктанта”. 
Насыщенной знаковыми событиями получилась в этом году международная часть программы ММСО. В ходе рабочей встречи руководителей государственных органов исполнительной власти государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в сфере высшего образования и науки, организованной Международным департаментом Минобрнауки РФ, президент Евразийской ассоциации университетов (ЕАУ) Виктор Садовничий сообщил о подписании Меморандума по созданию Евразийского сетевого университета. Оно состоялось на расширенном заседании Совета ЕАУ, которое накануне прошло в МГУ. На сегодняшний день в ассоциацию входят 139 вузов 13 стран. Сотрудничество в рамках создаваемого университета должно, кроме всего прочего, усилить их возможности в сфере дистанционного обучения и поспособствовать развитию академической мобильности. Как сообщил Виктор Садовничий, в первые годы работы сетевого вуза акцент будет сделан на реализацию программ магистратуры и аспирантуры, а также дополнительное образование и профобучение. При этом приоритет будет отдан междисциплинарным совместным программам с учетом интересов субъектов экономической деятельности и органов власти. 
Открывая тему сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций, замглавы Мионобрнауки РФ Людмила Огородова напомнила, что глобальная конкурентоспособность науки и образования каждой страны формируется на площадках университетов, которые должны иметь доступ к мировой научной инфраструктуре, предоставлять ученым самые современные лаборатории и способствовать организации совместных исследований. “Сетевое взаимодействие университетов — основа для формирования международной научно-образовательной среды”, — сказала она. Для достижения этой цели в РФ, в частности, организуются центры коллективного пользования (ЦКП) (сейчас их более 300), где концентрируется и создается самое современное исследовательское оборудование и формируются услуги научного уровня в наиболее приоритетных областях научно-технологического комплекса. Кроме того, ЦКП работают и как экспертные органы, сопровождающие становление тех научных коллективов, которые приходят на эти площадки. 
Еще один инструмент развития сферы технологий — создание исследовательских установок международного класса. Как сообщила Л.Огородова, в РФ сегодня реализуются программы развития шести таких мегаустановок (комплекс сверхпроводящего коллайдера тяжелых ионов НИКА, источник специализированного синхротронного излучения четвертого поколения и др.), прошедших международную экспертизу. “Это открытые площадки, на которые могут заходить университеты стран ЕАЭС для реализации совместных программ, чтобы лучше понимать уровень общего развития, задачи и направленность нашего движения”, — заявила замминистра. Она также отметила, что особенно успешно сегодня реализуются международные проекты, осуществляемые вместе с белорусскими коллегами.
Участники встречи обсудили “дорожную карту” развития взаимодействия в сфере образования и науки и согласились с необходимостью создания консультативных советов для реализации совместных проектов в интересах стран — членов ЕАЭС, касающихся, в том числе, человеческого капитала и глобальной конкурентоспособности. Ради укрепления межвузовских связей, активизации общей работы в области научных исследований был заключен Меморандум о сотрудничестве, который подписали представители России, Армении, Белоруссии и Киргизии. По словам Д.Ливанова, задачи улучшения конкурентоспособности, обеспечения устойчивого социально-экономического и политического развития, стоящие перед правительствами государств ЕАЭС, будут теперь решаться в рамках союза. 
Форум “Азия — Европа” (АСЕМ — Asia-Europe Meeting) стал еще одним важным международным мероприятием программы ММСО. Он собрал более 100 представителей из 30 стран, получивших возможность обсудить совместные инициативы по приоритетным направлениям сотрудничества (всего в АСЕМ входят 53 страны Восточной Азии и Европы). Председательствующий на встрече замглавы Минобрнауки РФ Александр Климов призвал коллег активизировать реализацию принятых решений в преддверии шестой встречи министров образования в Республике Корея. 
Актуальные задачи и проблемы современного образования стали темой совещания глав соответствующих ведомств стран СНГ. Еще одна встреча этого уровня состоялась в рамках салона на круглом столе “Перспективы развития образовательного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств”, по результатам которого были приняты рекомендации в адрес Исполнительного комитета СНГ и Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ. Министры предложили комплекс мер по дальнейшему развитию интеграции образовательных систем стран Содружества, касающихся анализа и совершенствования нормативно-правовой основы совместной работы, деятельности базовых организаций, межвузовского сетевого взаимодействия и т.д. 
В качестве экспертов на ММСО выступили основатель ассоциации Instruction Design & Educational Media Association (IDIEM) Дерек Брин, президент Ассоциации “Дидакта” Василиос Фтенакис, основатель и исполнительный директор Фонда и Института глобального образования Марк Пренски. В пленарной дискуссии “Мировые тренды в образовании” приняли участие президент Ассоциации Didacta Василиос Фтенакис и старший директор по работе с системой образования корпорации Microsoft Регина Мюррей. Своей оценкой ситуации на мировом образовательном поле со слушателями поделились генеральный секретарь Лиги образования Франции Жан-Марк Руаран и заместитель генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Цянь Тан, предложивший организовать совместное мероприятие в рамках следующего московского салона. 
Подводя итоги форума этого года, Вениамин Каганов заверил, что многие важные международные договоренности с ЮНЕСКО, Францией, Италией, Германией не были бы достигнуты без организации этого пространства. Глава Минобрнауки также остался доволен работой ММСО, заметив, что его посетители получили уникальную возможность — заглянуть в будущее российского образования.
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото Николая Степаненкова
 

Нет комментариев