Дисциплинарные искания. Вузы из Проекта 5-100 нацелят на предметные рейтинги.

Изменения в методологии предметного рейтинга QS World University Rankings by Subject дали возможность нескольким высшим учебным заведениям России попасть сразу в ТОП-100 этого престижного перечня. Так, в этом году компания QS впервые оценила такое направление университетской подготовки, как исполнительское искусство, и теперь в числе без малого тысячи вузов, вошедших в новейшую версию рейтинга, есть Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского (27-е место) и Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова (47-е место). Всего 17 российских университетов вошли в списки по 28 предметным областям, а по сравнению с прошлым годом их общее число увеличилось на семь.

В исследовании QS 2016 года, охватившем 42 дисциплины, участвовали более 4 тысяч учебных заведений разных стран мира. Итоги ранжирования формировались на основе экспертного мнения порядка 77 тысяч представителей академического сообщества и около 44,5 тысячи работодателей, а также анализа 28,5 млн исследовательских работ и более 113 млн выдержек из библиографической базы данных Scopus/Elsevier. Наилучшие результаты показали вузы США, лидирующие по 24 дисциплинам, — Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт.
Методология QS предусматривает оценку вузов по четырем критериям: мнения академического сообщества и работодателей, а также индекс цитирования и индекс Хирша. В ходе видеомоста Москва — Лондон на тему “Рейтинг QS по направлениям подготовки: движение российских вузов”, состоявшегося на площадке МИА “Россия сегодня”, региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева высоко оценила достижения университетов РФ, напомнив, что еще несколько лет назад в ТОП-100 и ТОП-50 из наших можно было видеть один лишь МГУ. “Сегодняшний результат более адекватно отражает ситуацию в российском высшем образовании”, — считает она. 
МГУ по-прежнему впереди: он вошел в рейтинг по всем своим научным направлениям и стал единственным отечественным вузом, представленным в предметной области “Медицина” (место 301-400). По направлению “Лингвистика” университет занял 17-е место, что вдвое выше, чем в прошлом году, по физике и астрономии у него 27-е место, по математике — 33-е. В общей сложности у МГУ 23 позиции в разных областях, и 12 из них — места в ТОП-100. 
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) попал в предметные списки 100 лучших по версии QS дважды: 26-е место в сфере добычи полезных ископаемых и 51-100-е место в области лингвистики. Всего же СПбГУ получил в рейтинге 11 позиций — почти все в пределах второй сотни. После двух наших лидеров лучший уровень достижений продемонстрировал Московский физико-технический институт (государственный университет). Он повысил свои показатели по дисциплинам “Физика и астрономия” (101-150) и “Математика” (251-300) по сравнению с прошлым годом и вошел в списки рейтинга еще по трем инженерным областям, впервые охваченным QS World University Rankings by Subject. 
В ТОП-100 по физике и астрономии вместе с Новосибирским государственным университетом (НГУ), поднявшимся из второй сотни, находится и Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”, который сумел удержать прошлогоднюю позицию. Ректор МИФИ Михаил Стриханов в ходе видеомоста отметил, что отечественные эксперты недостаточно активно сотрудничают с рейтинговыми компаниями, что негативно отражается на представленности наших университетов в глобальных рейтингах. “Будем ставить вопрос в Общественной палате — это долг экспертов перед страной”, — пообещал он. 
Помимо НГУ и МИФИ в ТОП-100 нового предметного рейтинга QS вошли еще семь вузов — участников Проекта 5-100, занявших там в общей сложности 20 позиций. Лучшие показатели у Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, который отметился в списках сразу по семи предметным областям. Казанский и Уральский федеральные университеты, а также Томский политехнический университет вошли в предметный рейтинг QS впервые. Заметим также, что семь вузов, участвующих в проекте, фигурируют в списке по области “Физика и астрономия”. Всего в этой области представлены 10 российских университетов. 
По словам Зои Зайцевой, предметный рейтинг продолжает меняться и развиваться “как в ширину, так и в глубину”. К примеру, в этой редакции, помимо уже упомянутого исполнительского искусства, линейку дисциплин пополнили антропология, археология, инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых, медсестринское дело, социальная политика и администрирование. Региональный директор сообщила, что до конца лета текущего года может быть вновь пересмотрен подход к учету статей, количество авторов которых превышает 10 человек. “Мы постараемся максимально корректно отражать ситуацию с авторством в каждом из направлений”, — пообещала она. 
На днях ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов сообщил, что скоро именно предметные рейтинги должны стать ориентиром для оценки достижений участников Проекта 5-100. В ходе заседания “Ассоциации глобальных университетов” он заявил, что решение об этом уже подготовлено и представлено в Правительство РФ. По мнению ректора, российские университеты по ряду причин не могут сегодня лидировать в глобальных рейтингах — прежде всего “потому, что в РФ нет того, что называется comprehensive university”, то есть многоаспектных университетов, ведущих образовательную и исследовательскую деятельность по всем основным областям знаний (искусство и гуманитарные науки, инженерно-технические науки, биология и науки о живой природе, естественные науки, менеджмент и общественные науки). По словам Ярослава Кузьминова, премьер-министр в курсе проблемы. Как надеется ректор Вышки, когда этот вопрос решится, у вузов — участников Проекта 5-100 будет “гораздо более понятный критерий продвижения в международных рейтингах”.
Татьяна ВОЗОВИКОВА 

Нет комментариев