Общее собрание Российской академии наук: Работать на опережение.

 

Уважаемые члены президиума, участники Общего собрания!
Собрание на то и собрание, чтобы подводить итоги, намечать планы на будущее, поэтому я тоже не мог не поприветствовать вас. Спасибо за приглашение принять участие в столь важном событии в жизни академии. Я не буду сейчас говорить каких-то сверхновых вещей, потому как вы всё отлично и сами знаете, выступал с докладом президент академии. Ситуацию в стране, в обществе, в экономике, в мире и в науке вы знаете лучше, чем кто бы то ни было. Но некоторые тезисы я все-таки озвучу, для того чтобы они прозвучали именно с этой трибуны, чтобы вы их услышали от меня как от председателя правительства.
Прежде всего хочу сказать, что Российская академия наук заслуженно пользуется уважением в нашем обществе, и это не только один из наших старейших общественных институтов. Понятно, что от результатов вашей работы, от результатов работы всех сотрудников Академии наук зависит будущее нашей страны, развитие экономики, поддержка социальной сферы, позиции нашего государства в глобальном мире. Именно поэтому мы и уделяем столь много внимания совершенствованию деятельности Академии наук.
Про деньги. Ситуация совсем не простая, тем не менее жизнь продолжается, научные исследования тоже продолжаются. Вы знаете цифры, они здесь озвучивались: в этом году на проведение исследований гражданского назначения предусмотрено 315 млрд рублей. Часть из них, естественно, на фундаментальные исследования, часть — на прикладные исследования. Могу лишь сказать одно, что если ситуация будет выправляться, то мы обязательно вернемся к вопросам о том, чтобы дофинансировать целый ряд направлений, которые в настоящий момент у нас не развиваются так, как мы все хотели бы. Но все познается в сравнении. Эти цифры, с одной стороны, может быть, не такие большие, как нам бы хотелось, с другой стороны, очевидно, что еще лет 10 назад мы не имели и части этих цифр. То есть жизнь динамична, поживем — увидим, надеюсь, что мы сможем получить к концу года более отрадные экономические результаты и, соответственно, увеличить расходы по всем основным направлениям деятельности в нашей стране, включая и расходы на науку, на финансирование Российской государственной академии наук.
Мы последнее время занимались совместно и развитием нормативной базы. Эта нормативная база, как и всякая законодательная основа, не бывает идеальной, но мы ее совершенствуем. За последнее время было сделано много шагов по направлению к тому, чтобы создать новые правила. В том числе приняты новые нормативные акты правительства, которые регламентируют взаимодействие между академией и Федеральным агентством научных организаций. Заключены соглашения о сотрудничестве, утверждены регламенты. В целом заработал принцип “двух ключей”, о котором мы изначально говорили. Урегулированы различные вопросы имущественного и кадрового характера, что в целом, мне кажется, весьма и весьма хорошо, ну и вопросы информационного взаимодействия академии с органами власти. В частности, обеспечен доступ к государственным информационным ресурсам по вопросам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как гражданского, так, кстати сказать, и военного назначения.
Почти год назад мы с вами встречались в этом зале. Сегодня хочу специально отметить, что тот переходный период, который возник в результате принятия целого ряда государственных решений на уровне законов, на уровне указов президента, постановлений правительства, в целом постепенно завершается, жизнь становится такой более обычной. Ну а самое главное (хотел бы также об этом сказать) — чтобы люди, которые непосредственно заняты исследованиями, как можно меньше на себе ощущали эти преобразования (вот это, наверное, и есть главное искусство руководства), то есть продолжали заниматься тем, ради чего и создана академия, а именно поиском и получением новых знаний, созданием новых научных результатов.
Конечно, не все идет гладко, есть немало организационных, административных, хозяйственных и имущественных вопросов. Мы их регулярно обсуждаем и с Владимиром Евгеньевичем (Фортовым), и с Федеральным агентством научных организаций. Эти обсуждения всегда носят абсолютно конструктивный характер. Я, естественно, стараюсь, если там возникают какие-то нюансы, их снимать. Но признаемся откровенно: многие из проблем, конечно, возникли не вчера и не в период принятия решения о совершенствовании деятельности Академии наук, а копились десятилетиями.
Продолжается работа по реструктуризации подведомственных федеральному агентству организаций. Здесь мы, я имею в виду представители власти, свою позицию неоднократно заявляли. Это было сказано и президентом, и мной: действовать нужно предельно аккуратно и взвешенно. С уважением относиться к сложившимся академическим школам, находиться в постоянном контакте с теми научными коллективами, которые представлены институтами Академии наук. А объединение интеллектуальных ресурсов и исследовательской инфраструктуры в конечном счете должно оказать свой положительный эффект именно на научную работу.
Параллельно с решением организационных задач переходного периода мы не должны забывать и о том, что научная работа, все исследования ведутся в конечном счете в интересах всего общества, в интересах всех граждан нашей большой страны. И одна из целей совершенствования деятельности Российской академии наук заключалась именно в том, чтобы повысить роль академии в решении общегосударственных задач.
Я несколько примеров нашего взаимодействия приведу, где научный потенциал академии должен активно использоваться, где и сейчас он применяется и где можно было бы сделать еще очень многое.
Кстати, хочу сказать, что президент Академии наук принимает самое активное участие в мероприятиях, в тех совещаниях, которые я провожу как председатель правительства, в различного рода комиссиях. И, скажем прямо, в отличие от значительной части тех, кто на заседаниях этих комиссий присутствует, президент Академии наук всегда выступает. Я прихожу, и лежит обычно на рабочем месте бумага о том, что академик Фортов хочет выступить. Это правильно, потому что, если ты не берешь слово, то и не услышат ничего, ничего не заметят.
Месяц назад мы в Сарове обсуждали вопрос информационных технологий и суперкомпьютерных вычислений в интересах стратегических отраслей (это и ядерный комплекс, и космос, и авиастроение). Полезный был разговор, причем вполне конкретный.
Неделю назад в Коломне мы рассматривали механизмы поддержки станкоинструментальной промышленности, причем там был довольно забавный казус, когда один из представителей бизнеса сказал, что мы как-то в последнее время и без науки обходимся, на что опять же Владимир Евгеньевич довольно неплохо парировал, рассказав о современных научных достижениях, в том числе в весьма прикладной сфере.
Очевидно, что без серьезных научных заделов эти задачи не решить, поэтому все разработки, которые создаются, современные разработки, могут быть востребованы при создании и специализированного программного обеспечения, и новых производственных технологий, и новых материалов, и новых методов формообразования.
В конечном счете все это должно помочь нам снизить зависимость от импортного промышленного оборудования и технологий. А такая задача, вы отлично знаете, перед нами стоит, при этом мы должны относиться к ее исполнению разумно, опираясь и на нашу промышленность, и на нашу научную среду, на нашу Академию наук, создавать те образцы, которые действительно будут конкурентоспособными.
Но (о чем я всегда говорю и хотел бы еще раз здесь сказать) вся наша политика импортозамещения заключается не в том, чтобы заменить качественные иностранные продукты весьма посредственными российскими, а в том, чтобы мы создавали такие продукты, в широком смысле этого слова, которые будут иметь конкурентоспособность на мировом уровне. Вот такая задача является главной и самое важное, что она нам по силам.
Еще одна задача для современной объединенной академии заключается в обеспечении продовольственной безопасности, продовольственной независимости нашей страны. Разработана программа научно-технологического обеспечения агропромышленного комплекса. Не секрет, что мы, к сожалению, утратили целый ряд позиций. Сегодня аграрное производство у нас сильно зависит от импортных семян, от иностранного племенного фонда, притом что за последние годы сельхозпроизводство активнейшим образом развивается, растет. По сути, наш аграрный производитель по большинству позиций кормит нашу страну и вот ту самую независимость нам обеспечил во всяком случае в последнее десятилетие, чего, откровенно сказать, никогда не было.
Объединив усилия различных организаций и источников финансирования, я имею в виду в данном случае и финансирование по линии ФАНО, и финансирование по линии Минсельхоза, и финансирование по линии научных фондов, эту ситуацию — ситуацию зависимости от иностранного племенного материала — нам необходимо менять. И уже пилотные проекты здесь запущены.
Я привел эти примеры просто как примеры, которые находятся на прямом стыке между задачами, которые решает Академия наук сегодня, и теми задачами, которые решает правительство, причем решает, по сути, в ежедневном режиме.
Традиционно на таких встречах, на подведении итогов, на общих собраниях академии поднимаются вопросы кадровой политики, социальных гарантий ученым. Я думаю, что и сегодня есть смысл это обсудить, это уже звучало. Напомню лишь, что в октябре, после предусмотренного законом моратория, запланированы выборы новых членов академии. Как мне сказал президент академии, в этом зале сидят и молодые профессора, которые, вполне вероятно, будут избраны. Надеюсь, что это даст дорогу талантливым, признанным в стране и в мире ученым.
Задача государства остается прежней — создать необходимые условия для того, чтобы вы могли спокойно заниматься научным творчеством и работать в современных условиях, конечно, получать адекватное вознаграждение за свой труд. Ранее были приняты решения об установлении размера ежемесячных денежных выплат членам академии, и, вы знаете, относительно недавно принято решение по специальному медицинскому обслуживанию членов академии и их семей. Кстати, мне пришлось специально вмешиваться в эту ситуацию, потому что всегда деньги не лишние у государства, но считаю, что в конечном счете это решение правильное и справедливое — и с учетом заслуг членов нашей Академии наук, и с учетом сложившейся ситуации.
Ну и, конечно, важно повышать общественный престиж науки, создавать стимулы для того, чтобы молодые люди стремились заниматься исследованиями. Это сложная, очень комплексная, большая задача, здесь далеко не все зависит от Академии наук, мы это прекрасно понимаем. В целом решение этой задачи покоится на общей ситуации в стране, в экономике, настроениях людей. Но и от Академии наук очень многое зависит.
Мы, естественно, продолжим ту поддержку, даже с учетом текущей ситуации, которая была нами определена, которая была установлена. В этом контексте хочу сообщить, что несколько дней назад как раз подписал постановление (о нем еще не объявляли), которое утверждает правила предоставления субсидий юридическим лицам на развитие науки и образования. Речь идет о продолжении финансирования целого ряда мероприятий, в том числе о поддержке молодых ученых, ведущих научных школ, выплате специальных персональных стипендий, в том числе, конечно, по линии Академии наук.
Уважаемые коллеги! Уважаемые участники Общего собрания! Эти стены слышали разные выступления. Очень часто мы говорим о том, что трудностей очень много и нужно сконцентрироваться, собраться, а дальше будет лучше, мы хорошо заживем. Но жизнь так устроена, что жить нужно сегодня, а не надеждами на будущее, хотя нас долгие годы учили именно тому, что нужно смотреть в светлое будущее, а трудности, соответственно, преодолевать. Но на самом деле, еще раз подчеркиваю, жизнь протекает именно сегодня, именно сейчас, в этих стенах в том числе, и от тех решений, которые мы с вами принимаем, очень многое зависит. Самое главное, чтобы мы старались с честью справиться с теми испытаниями, которые выпадают на долю нашего государства, нашей страны, наших людей, чтобы наша наука действительно сохраняла свои самые высокие кондиции. А это общепризнанный факт.
В завершение приведу известные, конечно, слова академика Петра Леонидовича Капицы. Как известно, он говорил, что в науке можно идти только догоняя или впереди. Я надеюсь, что наша Академия наук и дальше будет работать на опережение.
Удачи вам, здоровья и всего доброго!
Фото Николая Степаненкова

 

Нет комментариев