Последний приют?

Каменные орудия, приписываемые неандертальцам, обнаружены в российской тундре — возраст артефактов допускает предположение о том, что здесь было последнее пристанище наших вымерших сородичей. С подробностями — National Geographic News.
Сотни каменных изделий найдены на территории самой северной позднепалеолитической стоянки в мире у деревни Бызовая в среднем течении реки Печоры в Республике Коми. Стоянка была обнаружена в 1957 году советскими учеными, недавние открытия сделаны группой французских археологов под руководством Людовика Слимака (Ludovic Slimak) из Университета Тулуза-Лё-Мирэй (Université de Toulouse le Mirail). Они описаны в недавнем номере Science от 13 мая, и, как сообщают авторы, возраст найденных орудий оценивается в 33 тысячи лет. Датирование проводили по окружавшим орудия костям мамонта со следами разделки мяса и песчинкам двумя методами — радиоуглеродным и люминесцентным, позволяющим оценить время последнего воздействия на объект солнечного света. К моменту изготовления орудий все неандертальцы (Homo neanderthalensis) должны были уже вымереть. Однако изделия из Бызовой несут характерные черты неандертальской техники обработки камня, которая называется мустьерской и принадлежит мустьерской культуре, ассоциируемой с поздними неандертальцами. Неандертальцы были доминирующей популяцией в Европе около 200 тысяч лет назад вплоть до того времени, когда континент стал заселяться современными людьми. Около 45 тысяч лет назад начался период непродолжительного сосуществования двух видов людей, который закончился окончательной победой наших прямых предков, то есть Homo sapiens. Считается, что 30 с небольшим тысяч лет назад никаких неандертальцев на Земле уже не было, а последнее пристанище, судя по археологическим находкам, этот вид нашел в пещерах Пиренейского полуострова.
Но исследование французских археологов говорит о том, что на стоянке Бызовая определенно орудовали люди, владеющие неандертальскими навыками, хотя, кто именно там жил 33 тысячи лет назад, точно сказать нельзя. Ни останков неандертальцев, ни каких-либо еще человеческих останков за все время раскопок, то есть за 50 с лишним лет, там не обнаружено. Однако, как подчеркивает Слимак, в Европе такого рода орудия находили только там, где обитали неандертальцы, и никогда в столь позднем периоде палеолита. Чем еще примечательно открытие этой потенциально неандертальской стоянки — это своей локализацией. Бызовая на 1000 км севернее известных мест обитания неандертальцев. “Люди этой культуры с такими орудиями жили посреди арктического ландшафта в тот период, когда и по всей Европе было очень-очень холодно”, — отмечает в комментарии для National Geographic News Людовик Слимак. Однако изделия сами по себе еще не являются определяющим свидетельством того, что ими пользовались неандертальцы, а не Homo sapiens, предостерегает от преждевременных выводов всемирно известный палеоантрополог Эрик Тринкаус (Eric Trinkaus) из Вашингтонского университета (Washington University) в Сент-Луисе, штат Миссури. Известно, что орудия неандертальского типа использовали ранние современные люди в Юго-Западной Азии.