Дыра улетела?

Астрономы обнаружили загадочный источник излучения из далекой галактики, который может оказаться сверхмассивной черной дырой, покинувшей родные пределы. Об этом сообщает Sci-News.com.
Экзотический объект, названный SDSS1133, международная группа ученых под руководством Майкла Косса (Michael Koss) из Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich) выявила в карликовой галактике Маркарян 177.
Галактики Маркаряна, или галактики с ультрафиолетовым избытком, названы по имени армянского академика Беньямина Маркаряна, каталог этих объектов был издан после смерти ученого в 1985 году его коллегами сначала в США, затем в Советском Союзе.
Источник SDSS1133 находится от нас в 90 миллионах световых лет, от центра своей галактики — в 2600 световых годах. Астрономы полагают, что он может представлять собой сверхмассивную черную дыру, выброшенную из галактики, где ей полагалось бы находиться, в результате слияния с другой гигантской черной дырой. Альтернативное объяснение еще более завораживающее: загадочным источником света стали остатки гигантской звезды, взорвавшейся до ее превращения в сверхновую. “Исходя из имеющихся у нас данных сделать выбор между двумя сценариями невозможно, единственное, о чем можно сказать определенно на основании наблюдений космического телескопа НАСА SWIFT, — это о яркости излучения объекта как в видимом спектре, так и в ультрафиолетовом диапазоне: за десятилетия она почти не изменилась, что не вполне типично для молодых остатков сверхновых”, — цитирует Майкла Косса портал Sci-News. Статья об открытии уникального объекта опубликована в ежемесячном бюллетене Королевского астрономического общества (Monthly Notices of the Royal Astronomical Society). По словам Косса, свечение SDSS1133 за последние шесть месяцев усилилось в видимом спектре, и если эта тенденция сохранится, то больший вес получит интерпретация, связанная с черной дырой.
Сливающиеся черные дыры, согласно теории гравитации Эйнштейна, должны выбрасывать большое количество энергии в виде гравитационного излучения. Если дыры одинаковы, то гравитационные волны расходятся равномерно во всех направлениях, если не одинаковы, то возможно выталкивание черной дыры из галактики и обречение ее на вечное скитание в межгалактическом пространстве, и тогда она будет излучать благодаря своим запасам горячего газа. Если объект SDSS1133 — не черная дыра, то он может оказаться звездой необычного типа, называемой Яркая голубая переменная (Luminous Blue Variable, LBV). Такие массивные звезды проходят через периодические взрывы с выбросом больших количеств звездного вещества, а затем взрываются как сверхновые. Если это имело место, то, по подсчетам ученых, пик свечения был между 1950 и 2001 годами, но 60 лет назад возможности регистрировать подобные явления еще не было.
Для более детального анализа объекта авторы планируют в будущем году провести наблюдения посредством установленного на космическом телескопе Хаббла нового высокочувствительного ультрафиолетового Спектрографа космических начал (Cosmic Origins Spectrograph).