Пойдут в обход. Новые штаммы «омикрона» предвещают очередные большие волны COVID-19

На исходе третьего года пандемии коронавирус SARS-CoV-2 столкнулся с масштабной задачей поиска новых путей обхода иммунитета, выработанного людьми в результате вакцинации и неоднократно перенесенных инфекций. В последние недели внимание ученых привлекли несколько новых и успешно избегающих иммунитета штаммов вируса, и один или больше таких субвариантов, вероятно, вызовут большой подъем заболеваемости COVID-19 этой осенью и зимой, предполагает Science.org.

«Мы можем сказать определенно, что что-то надвигается», — говорит Корнеилус Ремер, исследователь эволюции вирусов в Базельском университете.

Приведет ли это ко многим госпитализациям и смертям — большой вопрос, добавляет он.

«Это неудивительно, что мы видим изменения, которые помогают вирусу преодолеть иммунные ответы»,

— отмечает молекулярный эпидемиолог Эмма Ходкрофт из Бернского университета, поясняя, что SARS-CoV-2 сталкивается «с теми же самыми вызовами, что и вирусы ежегодно возвращающихся ОРВИ и гриппа».

Все штаммы, вызвавшие недавние волны заболеваемости, были субвариантами «омикрона», который распространялся по земному шару в этом году. Некоторые произошли от BA.2, штамма, который сменил первоначальный штамм «омикрона» BA.1, но после сам был вытеснен во многих местах BA.5, доминирующим все последние месяцы. Один из них, BA.2.75.2, быстро распространяется в Индии, Сингапуре и кое-где в Европе. Другие новые невидимые для нашей иммунной системы штаммы эволюционировали от BA.5, в их числе BQ.1.1, замеченный во многих странах мира.

Несмотря на разное происхождение, несколько новых штаммов приобрели сходную комбинацию мутаций, которая помогает им обойти иммунитет, и это яркий пример конвергентной эволюции, отмечает Science.org. Конвергентная эволюция — процесс, при котором между организмами разных систематических групп, находящихся в похожих условиях, возникает сходство. Все новые штаммы «омикрона» приобрели в нескольких ключевых позициях своего генома изменения, которые влияют на их способность связываться с нейтрализующими антителами.

Для того чтобы оценить, насколько эффективно субварианты могут избегать иммунности, ученые воспроизводят копии белка шипа, или спайк-белка, вируса и воздействуют на них моноклональными антителами или сывороткой с антителами, полученной от людей, что позволяет измерять способность антител блокировать попадание вируса в клетки. Таким образом исследователи в Китае и Швеции обнаружили, в частности, что спайк-белок субварианта BA.2.75.2 успешно избегает связывания почти со всеми моноклональными антителами, используемыми для лечения COVID-19, и это делает такое лечение в случае заражения этим новым штаммом бесполезным.