В Научном совете РАН обсудили, что может защитить от коронавируса

Пандемия словно и не обирается сдаваться: ее новые волны продолжают атаковать Россию и Европу, а ежедневная статистика о жертвах ковида в нашей стране ужасает. На этом фоне прошло онлайн-собрание Научного совета РАН «Науки о жизни», посвященное текущей ситуации, вакцинам и новым методам лечения COVID-19.

Доклад члена-корреспондента РАН, директора ФНЦ исследования и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П.Чумакова РАН Айдара Ишмухаметова, где была разработана вакцина «КовиВак», был посвящен вопросам производства препарата и его масштабированию. Ученый напомнил, что вакцина была разрешена к обороту — с обязательством провести третью фазу — и сейчас этот этап продолжается.

Что касается ревакцинации, то Ишмухаметов подчеркнул, что возможна комбинация вакцин на разных платформах. Об эффективности такого способа, по словам ученого, научных данных пока нет, как и данных о каких-либо осложнениях.

Член-корреспондент РАН, заместитель директора по научной работе ЦНИИ эпидемиологии Рос­потребнадзора Александр Горелов сосредоточился на особенностях течения коронавирусной инфекции у детей. Он отметил, что пандемия в настоящий момент имеет «расширяющиеся масштабы». Последняя неделя показала особо напряженную обстановку в Западной Европе. Россия в этом смысле не исключение — мы перешагнули барь­ер в 9 миллионов инфицированных, у нас зафиксированы более 250 тысяч смертельных исходов. Ученый напомнил, что смена генетического варианта в конце августа прошлого года привела к тому, что год завершался на достаточно высоких цифрах заболеваемости (на уровне 30 тысяч в сутки). В 2021-м отмечается аналогичная ситуация, теперь на развитии эпидемиологического процесса отразился приход дельта-штамма.

В 2020 году на долю детей пришлись 10,7% случаев заражения, на протяжении последних двух месяцев эта цифра поднималась до 11,3%, а сейчас вновь установилась на 10,5%.

Особую значимость в эпидемиологическом процессе приобретают школьники. На их долю приходится максимальное число регистрации заболеваний среди детей. Но и дошкольники, особенно дети до года, интенсивно вовлекаются в эпидпроцесс. В 2/3 случаев источниками инфекции являются члены семьи. Госпитализация детей в этом году отмечалась во всех возрастных категориях, наиболее часто дети поступали в стационар с ди­агнозом «пневмония».

В 2020 году считалось, что дети в основном переносят заболевание бессимптомно. Но сейчас ситуация изменилась. Максимальное число бессимптомных случаев отмечается у детей старше 7 лет. При этом тяжелая форма инфекции, требующая помещения ребенка в реанимацию, отмечается во всех возрастных категориях. Особое беспокойство у специалистов вызывают младенцы (до года) и дети с фоновыми заболеваниями и врожденными патологиями (неврологические расстройства, хронические заболевания легких, включая астму, врожденные аномалии сердца и генетические нарушения), у них заболевание протекает максимально тяжело.

В классификации, предложенной ВОЗ, акцент делается на поражение легких у детей, выделяются сепсис и септический шок. Вместе с тем опыт, накопленный о течении COVID-19 у взрослых, показал, что даже при альфа-версии коронавируса у трети заболевших отмечалось поражение желудочно-кишечного тракта. По словам Горелова, в 2020 году у 2% детей отмечалось изолированное поражение ЖКТ, а с приходом дельта-штамма эта цифра увеличилась до 20%, то есть у каждого пятого ребенка имеются такие явления.

Российские специалисты даже предлагают выделять изолированное поражение желудочно-кишечного тракта у детей в отдельную форму COVID-19 (так называемую гастроинтестинальную форму), поскольку доля ее в настоящий момент составляет 1/5 всех случаев.

Еще одной важной разновидностью острой формы коронавирусной инфекции является поражение нервной системы — менигоэнцефалит, и в этой ситуации клиника напоминает менингит или серрозный энцефалит. Есть также форма, при которой проявление острого периода заболевания характеризуется поражением кожи (так называемые «ковидные пальцы»), когда кончики пальцев рук и ног краснеют, как при обморожении.

Что касается лечения детей с коронавирусной инфекцией, то у нас в стране определены два препарата — «Умифеновир» и «Интерферон альфа», использовать другие лекарства не позволяют возрастные ограничения.

По мнению ученого, определенные надежды есть в связи с регистрацией моноклональных антител. Недавно появилось сообщение, что подобный препарат разработан и в России. Однако данная группа высокоэффективных средств (эффективность достигает 85%) также имеет возрастные ограничения. В настоящий момент есть несколько групп лекарств, которые могут использоваться только в первые два дня от начала заболевания, их ограничивающим фактором является не только возраст пациента, но и внутривенное введение.

Что касается профилактического прикрытия, то в США, Канаде, Бразилии, Норвегии, Нидерландах, Израиле, на Филиппинах разрешена вакцинация детей с 12 лет. В Словакии — с 5 лет, Китае — с 3, на Кубе — с 2 лет. В России только что зарегистрирована вакцина для детей с 12 лет.

При экстренных показаниях либо с согласия родителей в США также разрешили и одобрили вакцину Pfizer-BioNTech для детей 5-11 лет.

Член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией пролиферации клеток Института молекулярной биологии им. В.А.Энгельгардта Петр Чумаков рассказал о возможности применения живых энтеровирусных вакцин, которые начали разрабатываться еще в СССР. Ученый отметил, что пандемия COVID-19 показала нашу уязвимость перед внезапно возникающими инфекциями, с которыми ранее человечество не встречалось. Коронавирусная инфекция может быть первой в череде следующих очень серьезных вызовов.

«Современные технологии позволяют создавать смертельные вирусы, и нельзя исключать в будущем новых внезапных пандемий, которые будут устроены для решения некоторых геополитических задач. Для создания специфических вакцин обычно требуется продолжительное время. Поэтому сейчас нужно подумать, как можно сделать такие средства, которые позволят экстренно и неспе­цифически защитить население от таких вызовов», — заключил ученый.

Разработку нового лекарственного препарата PDSTP, который планируется применять для профилактики и лечения инфекций, вызванных вирусом SARS-Cov-2, представил заведующий лабораторией биомедицинской химии Федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН Вадим Макаров. Он рассказал, что в начале пандемии исследовательскому центру была поставлена задача по разработке, исследованию и регистрации нового лекарственного средства. В результате проведенной работы была создана молекула, которая отвечает за блокаду проникновения вируса в клетку.

«Наша малая молекула присоединяется не к вирусу, а к клетке хозяина и блокирует таким образом возможность попадания вируса в гепарансульфатные рецепторы. Это приводит к тому, что прекращаются его проникновение внутрь клетки и репликация, жизненный цикл вируса», — объяснил Макаров.

Исследователи пошли по пути создания лекарства в виде спрея, разработан прототип лекарственной формы — 1% раствор.

Светлана Беляева

Нет комментариев