Найдут и обезвредят? Клетки-киллеры сохраняют способность распознавать «омикрон»

На фоне обеспокоенности потерей антителами защитных свойств в отношении коронавирусного варианта «омикрон» некоторые ученые утверждают, что не следует упускать из виду потенциал Т-клеток иммунной системы, пишет Nature News.

Геном «омикрона» полон мутаций, в одном только участке, кодирующем белок шипа вируса, на который направлены существующие противоковидные вакцины, их больше 30. Это означает, что эффективность антител, выработанных на предыдущие варианты, может быть снижена. Венди Бергерс и Кэтрин Риу, работающие в Университете Кейптауна в Южной Африке, изучали предшествующие варианты и обнаружили, что, хотя возникающие варианты коронавирусов и ослабляют антительную защиту, другая составляющая иммунной системы, специализированные клетки, которые называются Т-клетками, все еще может распознавать патогены. Но в «омикроне» значительно больше замен, чем в изученных ранее вариантах. Главный вопрос состоял в том, сохранится ли иммунность, приобретенная благодаря вакцинации или перенесенной инфекции, на которую полагались люди в случае новой волны ковида.

«Все ответы, поступающие из лабораторий, которые находятся в разных странах, сходятся на одном и том же: новые варианты вируса, включая «омикрон», чувствительны к Т-клеточному иммунитету», — цитирует Дэна Баруха, директора Центра вирусологии и вакцинных исследований при Гарвардской медицинской школе в Бостоне, Nature News.

При обсуждении иммунитета к коронавирусу Т-клетки остаются в тени антител. Но они выполняют разнообразные иммунные функции, в том числе «киллерные», убивая пораженные вирусом клетки. Таким образом, они ограничивают распространение инфекции и потенциально снижают риск заболевания в тяжелой форме. Уровень Т-клеток после перенесенной инфекции или вакцинации не падает так стремительно, как уровень антител, и они лучше распознают мутировавшие варианты. До сих пор результаты компьютерного и лабораторного анализов предполагали, что именно так и обстоят дела в случае с «омикроном». Но были проведены также исследования, в которых способность Т-клеток, выделенных у вакцинированных или переболевших предыдущими вариантами людей реагировать на «омикрон», изучалась напрямую.

«Т-клеточный ответ остался неизменным, и это хорошая новость», — говорит Корин Гертс ван Кессел, клинический вирусолог из Медицинского центра Университета Эразмус в Роттердаме, Нидерланды.