Хроники войны с «короной». Вирус бросил вызов Пятой Республике

10.04.2020

С начала декабря 2019 года до середины января 2020-го во Франции происходила всеобщая забастовка, серьезно повлиявшая на жизнь страны: трудно, а то и невозможно было добраться на работу, туристы не видели достопримечательностей, не работал общественный транспорт, сократилось число поездов и самолетов, зато с интервалом в день-два проходили многочисленные масштабные акции протеста

Не успев толком оправиться от одной напасти, не то что подвести ее итоги, страна погрузилась в кризис международного уровня — пандемию коронавируса.
Во Франции война с короной — привычное дело: еще в XVIII веке она привела к радикальной смене уклада, в результате которой в стране пала монархия и установилась республика. Ей корона бросила новый вызов. Правда, им стал вовсе не венец монарха, а маленький вирус SARS-CoV-2.

Именно Франция оказалась первой из европейских стран, на территории которой был обнаружен пациент с коронавирусом: сразу три одинаковых диагноза были поставлены 24 января двум госпитализированным в Париже и одному пациенту в Бордо. Кроме диагноза их объединяло то, что все они вернулись из Китая. Параллельно с действиями по выявлению других потенциально зараженных на территории страны Франция начинает заниматься своими гражданами за рубежом.

В конце января — начале февраля из китайского Уханя вывозят три пассажирских самолета: в них летят не только французы, которых большинство, но и граждане почти трех десятков других стран.
Первый в Европе летальный исход от COVID-19 был также зафиксирован во Франции 14 февраля — в парижской больнице скончался прибывший в страну в середине января китайский турист.
24 февраля министр здравоохранения Франции Оливье Веран заявил, что все, у кого ранее диагностировали коронавирус в стране, выздоровели и «вирус больше не распространяется». На тот момент, по данным ВОЗ, на территории Франции были зафиксированы 12 случаев заражения, один из пациентов скончался.

Как раз к этой дате в Мюлузе на северо-востоке Франции завершилось длившееся несколько дней собрание протестантов-евангелистов, участие в котором принимали более двух тысяч человек из разных уголков станы и ближнего зарубежья. Если верить очевидцам, участники встречи чувствовали наступающие симптомы гриппа, а серь­езно болеть начали, едва соб­рание  закончилось. Верующие разъехались по стране, везя с собой вирус. Так болезнь попала в Дижон, Орлеан, Париж, Макон, Ним, а также на остров Корсика, в заморский департамент Французская Гвиана и другие регионы. Французские журналисты назовут это происшествие «атомной бомбой», а Мюлузу достанется честь «главных ворот для COVID-19  во Франции».

В последний день февраля глава французского Минздрава заявил о запрете массовых мероприятий численностью от 5 тысяч человек, если их проведение предусматривается в закрытом помещении. К 8 марта в стране запретили все мероприятия со скоплением народа более тысячи человек, а меньше чем через неделю максимально допустимое число участников массовых мероприятий стало равняться 100.
Для противодействия распространению заболевания по территории страны был активирован национальный план ORSAN REB (Organisation de la réponse du système de santé en situations sanitaires exceptionnelles). К нарастающей волне коронавируса применялись критерии, схожие с критериями во время эпидемии гриппа. Наивысшей стадии эпидемия во Франция достигла к 14 марта, когда число заболевших составило 4,5 тысячи человек, а 91 пациент умер. Для борьбы с заболеванием были мобилизованы все медицинские учреждения страны, к работе стали привлекать студентов медвузов и уже вышедших на пенсию врачей.

Президент страны Эммануэль Макрон назвал эпидемию коронавируса «самым серьезным кризисом в области здравоохранения, который Франция знавала за век», — ровно столько прошло с пандемии «испанки». Он, с одной стороны, призвал пожилых и больных людей беречься от лишних контактов и сидеть дома, а с другой, — заявил о том, что первый тур муниципальных выборов, запланированный на 15 марта, состоится. На следующий день после того как около 30 тысяч из 35 тысяч населенных пунктов Франции получили новоизбранный муниципальный совет, в стране был объявлен карантин.
Ситуацию с распространением коронавируса Макрон охарактеризовал как «войну не против армии или другой нации, но войну с невидимым и неуловимым врагом», которым является COVID-19. Если говорить военными терминами, французы попали в осаду: совершать вылазку за пределы собственной крепости стало можно только по неотложным поводам, к которым относятся походы к врачу и за продуктами, помощь тем, кто в ней нуждается, выгул собак и небольшие прогулки на свежем воздухе в одиночку. В первый раз нарушителям грозит штраф от 135 евро и дальше по возрастающей, вплоть до тюремных сроков в случае рецидивов. Закрылись не только школы, непродовольственные магазины, музеи и театры, но и внешние границы Евросоюза и Шенгенской зоны на срок по меньшей мере 30 дней.

При этом власти пообещали, что своих на этой войне не бросят и «ни одна француженка и ни один француз не останутся без средств к существованию». Для поддержки населения стала применяться система частичной безработицы, по которой выплаты компенсаций взяло на себя государство, были отсрочены налоговые и социальные платежи для компаний, активированы меры поддержки малого и среднего бизнеса. Ограничительные и поддерживающие меры были закреплены законом о введении в стране чрезвычайного санитарного положения сроком на два месяца, принятым парламентом Франции 22 марта.

Отношение жителей Пятой Республики к угрозе COVID-19  значительно менялось с течением времени. Если в конце января согласно опросу компании Ifop обеспокоенность по поводу вируса проявляли 44% населения, то через месяц, к концу февраля, беспокоиться стал уже 61%. Пик обеспокоенности пришелся на 19-20 марта (84%) — первые дни карантина — однако к концу месяца этот показатель снова несколько снизился — до 79%.

Ситуация с коронавирусом во Франции поспособствовала росту популярности президента страны Эммануэля Макрона и премьер-министра Эдуара Филиппа. Ответ «удовлетворены» на вопрос «удовлетворены вы или недовольны Эммануэлем Макроном как президентом», в конце марта дали 43% респондентов — на 11 процентных пунктов больше, чем в феврале. Работу Филиппа на посту главы правительства «удовлетворительно» оценили 42% опрошенных (+6 пунктов за месяц).
Санитарный кризис стал не только серьезным испытанием для привыкших к свободе и эффективной медицине людей, но и ощутимым ударом по экономике. Только по первым оценкам статистического института INSEE во Франции экономическая активность снизилась на 35%. Значительная доля потерь приходится, в частности, на торговлю и туристическую отрасль, ущерб понесли  также промышленность, сельское хозяйство, серьезно пострадал малый и средний бизнес.
Прогноз темпов прироста ВВП во Франции подвергся корректировке в связи с распространением коронавируса. Если в 2019 году он оценивался в 1,3%, то уже в марте 2020-го, в преддверии масштабной эпидемии во Франции, ОЭСР понизила прогноз до 0,9%.

Пока что коварный вирус продолжает свой поход на Францию: прирост больных за сутки составляет в среднем 4-5 тысяч человек, в больницах и социальных учреждениях ежедневно умирают по несколько сотен зараженных. Статистика, поступающая из соседней Италии, где карантин был введен раньше, указывает на эффективность ограничительных мер в борьбе с COVID-19. Эксперты настаивают на необходимости продолжать изоляцию и дальше, чтобы замедлить распространение заболевания.
С учетом этого пока предсказывать исход войны трудно. Франция не тюрьма Бастилия, и потому едва ли падет под штурмом вируса. Но с какими жертвами — как человеческими, так и экономическими — страна выиграет сражение, пока вопрос открыт.

Виктория Иванова, 

корреспондент РИА Новости в Париже, специально для «Поиска»

 

 

Нет комментариев