Долгие проводы? Профессора РАН оценили последствия пандемии

Первое собрание профессоров РАН в рамках одного отделения (медицинских наук) прошло с участием президента РАН Александра Сергеева, вице-президента РАН Владимира Чехонина, академика-секретаря Отделения медицинских наук РАН Владимира Стародубова. Повестка этого необычного заседания, которое проводилось в преддверии Общего собрания профессоров РАН всей академии, включала доклады о работе корпуса профессоров и обсуждение предстоящих выборов, а также научные доклады по тематике COVID-19.

Президент РАН Александр Сергеев подчеркнул, что когорта профессоров РАН, вот уже 8 лет работающих на площадке академии, начинает играть самостоятельную роль, которая особенно возросла в ковидные времена. И хотя инфекция пока не ушла, Александр Сергеев предположил, что пандемия на исходе и на первое место выходят вопросы долгосрочных последствий ковида и реабилитации. Глава академии пожелал профессорам РАН активно включиться в новые федеральные научно-технические программы медицинского направления, которые также будут содержать «пересечения с ковидом».

Вице-президент РАН Владимир Чехонин напомнил, что идея создания в академии платформы профессоров принадлежала Владимиру Фортову, она оказалась очень своевременной и удачной, особенно в области экспертизы и прогнозирования.

«Отделение медицинских наук провело 14 тысяч экспертиз, и работа профессоров РАН была если не определяющей, то очень значимой», — подчеркнул академик.

Владимир Чехонин отметил большой вклад профессоров РАН во «всестороннюю диагностическую оценку COVID-19, разработку вакцин и новых лекарственных препаратов», благодаря чему новую коронавирусную инфекцию в нашей стране «удалось обуздать».
Помимо обсуждения оргвопросов и международного сотрудничества профессоров РАН, своего рода «медицинской дипломатии», значительная часть заседания была отведена научным докладам.

Научную сессию на тему «COVID-19: что после?» открыл профессор РАН Иван Юров. Его доклад был посвящен нестабильности генома и молекулярно-генетической оценке отдаленных последствий новой коронавирусной инфекции. Под геномной нестабильностью подразумеваются онкологические заболевания, нейродегенерация, бесплодие и иммунодефицит.

«По сути, это молекулярное связующее звено между дефектами на уровне молекул и той картиной заболевания, которая наблюдается у пациента», — уточнил ученый.

По словам Юрова, геномная нестабильность возникает, когда у пациента уже есть генетическое нарушение, хромосомная аномалия. Люди с такими генетическими патологиями, переболевшие COVID-19, имеют большие риски не только при осложнениях основного заболевания, но и при других постковидных проблемах. Влияние на геномную нестабильность оказывают и другие вирусы, но их исследования носят «волновой» характер. Изучение факторов внешней среды в контексте вирусных инфекций сейчас должно становиться все более актуальным. Подобные исследования помогут в выявлении связи между инфекциями и геномными заболеваниями.

Прозвучало мнение ученого относительно того, как отреагировала мировая научная периодика на ковидный вызов. По оценке профессора РАН, первые четыре месяца пандемии характеризовались появлением большого числа «паразитирующих» публикаций, не несущих в себе никакой оригинальной идеи или анализа. Только 40% из примерно 7 тысяч просмотренных статей являлись «хотя бы обзором или метаанализом чего-то». Остальные — это просто «комментарии на комментарии».

«Мировая научная периодика, к сожалению, переродилась в низкопробную социальную сеть, где высказывается тот, кто имеет такую возможность. При этом никакого научного результата мы в конечном итоге не имеем», — заключил ученый.

Доклад профессора РАН Кирилла Зыкова был посвящен респираторным проявлениям постковидного синдрома, при которых острая пневмония у пациентов сменяется длительной дыхательной недостаточностью. Ученый рассказал о вариантах течения COVID-19, когда спустя четыре недели после начала заболевания и при отрицательном тесте на инфекцию, пациенты продолжают жаловаться на дыхательные проблемы, одышку, кашель, а также сердцебиение, тромбоэмболию, депрессию, общую слабость, снижение качества жизни. В таких случаях медики говорят о постковиде или лонг-ковиде.

По словам Зыкова, постковидный синдром — это мультисистемное заболевание, возникающее даже после относительно легкой формы COVID-19. Это комплекс сохраняющихся симптомов, которые развиваются во время и после перенесенной инфекции, продолжаются более 12 недель и не объясняются альтернативными заболеваниями. Примерно у четверти пациентов, которые ранее не имели заболевания легких, отмечаются продолжительная одышка, кашель. Наблюдается также снижение объема легких, реже — легочный фиброз.

Что касается лечения, то медицинские рекомендации постоянно обновляются. Как отметил Кирилл Зыков, из рекомендованных в начале пандемии препаратов, ни один не удержался до сегодняшнего дня. Закономерный вопрос: зависит ли постковидный синдром от лечения, которое получал пациент в процессе терапии? Выяснилось, что у пациентов старше 65 лет, принимавших во время болезни стероидные препараты, чаще отмечалась побочные эффекты: гипогликемия, бактериальная инфекция, септический шок. Такие препараты влияют и на течение постковидного синдрома. Основными механизмами, которые приводят к хроническим симптомам, являются сохраняющийся воспалительный статус и окислительный стресс. И если это доказано, рекомендовано назначать нестероидные противовоспалительные препараты, кортикостероиды и антиоксиданты. Но точных рекомендаций по этому поводу нет, требуется продолжать исследования.

О российском регистре больных COVID-19 с поражением сердечно-сосудистой системы рассказала член-корреспондент РАН, профессор РАН Александра Конради. По ее словам, есть несколько проблем. Первая — непосредственное поражение вирусом сердечно-сосудистой системы в виде миокардита.

«Мир не очень знает, как лечить даже простой вирусный миокардит, а уж как справиться с коронавирусным миокардитом — вообще большая загадка кардиологии», — признала профессор.

Вторая проблема — риск тромбозов и тромбоэмболических осложнений, которые возникают и в остром, и в отдаленном периодах. Александра Конради также отметила, что и вакцинация может стать причиной возникновения подобных явлений.

Недавно Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А.Алмазова совместно с Российским кардиологическим обществом организовали открытое наблюдательное многоцентровое исследование (регистр) больных, перенесших новую коронавирусную инфекцию с поражением сердечно-сосудистой системы. Цель — определить ближайший и отдаленный прогнозы самочувствия этих пациентов, сформировать для них оптимальную систему наблюдения и выработать персонифицированные схемы лечения.

На заседании также были рассмотрены воздействие COVID-19 на центральную нервную систему человека и постковидные дерматологические изменения.

Светлана БЕЛЯЕВА

Нет комментариев