Взламывая шифр природы. Изучение душевных недугов выходит на новый уровень

Еще не отгремели битвы Великой Отечественной войны, а в Советском Союзе уже готовились к мирной жизни: в июне 1944-го при Народном комиссариате здравоохранения была учреждена Академия медицинских наук (АМН). В число первых 25 ее учреждений вошел Институт психиатрии, в 1982 году трансформированный во Всесоюзный научный центр психического здоровья. Это название (НЦПЗ) сохранилось и поныне, только без первого слова.
После реформирования РАН в 2014-м центр перешел под эгиду Мин­обрнауки РФ. Сегодня, согласно Международному рейтингу научно-исследовательских организаций, НЦПЗ — ведущее научное заведение психиатрического профиля в России, а по направлению «Психическое здоровье» он входит в десятку лучших мировых центров.
На юбилейной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Научный центр психического здоровья в пространстве психиатрии: наследие и современные вызовы», посвященной 80-летию организации, прозвучала высокая оценка деятельности НЦПЗ от Мин­обрнауки и коллег из родственных структур. Многие сотрудники получили награды за свои достижения.
Директор (сейчас научный руководитель) НЦПЗ Татьяна Клюшник посвятила свой доклад истории и традициям центра. В первые годы его работа была тесно связана с научным осмыслением опыта, накопленного отечественной психиатрией в годы войны.
Исследования фокусировались на нарушениях психики, порожденных факторами боевых действий: военных неврозах, посттравматических расстройствах. Но в те же годы разрабатывались теории бреда и галлюцинаций, методы охранительного торможения в терапии психозов. Под руководством первого директора института В.А.Гиляровского был создан уникальный метод — электросон, получивший распространение в лечении пограничных психических заболеваний и применяющийся до сих пор.
«Важно то, что институт изначально создавался не как лечебное, а как научное учреждение, — подчеркнула Татьяна Клюшник. — В его состав сразу вошли лаборатории, отделения, распределенные по секторам. Возглавить их с радостью согласились ведущие ученые. Своей лечебной базы у центра не было — сотрудники трудились в разных клиниках страны».
В 1961 году началась новая эра Института психиатрии — директором стал Андрей Владимирович Снежневский. Он внес огромный вклад в развитие общей психопатологии и клинической психиатрии, исследовал закономерности распространения психических расстройств, разработал классификацию форм шизофрении, поднял изучение этого заболевания на новый уровень.
Исследование и лечение шизофрении, по сути, стали главными направлениями работы Института психиатрии. В прошлом веке были изданы две коллективные монографии, куда вошли работы сотрудников всех отделов. А недавно вышла третья, также мультдисциплинарная.
В 1982 году к Институту психиатрии были присоединены Институт мозга и Институт профилактической психиатрии. Был образован Всесоюзный научный центр психического здоровья, построено первое здание на Каширском шоссе, открыта своя клиника.
Рассказывая о ведущих ученых, основателях приоритетных направлений деятельности центра, Татьяна Клюшник прежде всего упомянула Марата Вартаняна, заложившего основы современных нейробиологических исследований в области психиатрии.
Его заслуга — создание современного комплекса лабораторий, которые в несколько измененном виде существуют и поныне. Он вел большую общественную деятельность: был одним из создателей программы ВОЗ по биологической психиатрии, возглавлял Научный совет по проблемам психического здоровья при Президиуме РАМН, участвовал в движении «Врачи мира за предотвращение ядерной войны».
— Помню рассказы Марата Еноковича: приезжая из заграничных командировок, он делился с нами впечатлениями о современных направлениях в психиатрии, — вспоминала Татьяна Клюшник. — По инициативе Марата Вартаняна была создана и успешно проводилась «Школа молодых психиатров» в Суздале. Сейчас ею занимается Институт Сербского, но идея и первые школы — заслуга Марата Вартаняна.
Еще один выдающийся ученый — Рубен Александрович Наджаров, ведущий специалист в области клинической психиатрии и систематики психических заболеваний. Он был экспертом ВОЗ, под его руководством создавалась отечественная классификация психических болезней. «У Рубена Александровича было удивительно много идей, которые потом разрабатывались в отделах центра. — сказала Татьяна Клюшник. — При нем открыли полустационар для детей дошкольного возраста, были внедрены различные формы внебольничной психиатрической помощи старым людям».
Дело Андрея Снежневского продолжил Александр Тяганов. Клинический психиатр, он изучал закономерности течения психических расстройств, поддерживал клинико-биологические и психофармакологические исследования, способствовал развитию и совершенствованию системы помощи психически больным, основал журнал «Психиатрия» (сейчас он входит в Scopus).
Рубен Наджаров и Александр Тиганов в разное время руководили Научным центром психического здоровья. В первый день конференции состоялось торжественное открытие посвященных им мемориальных досок.
Среди современных направлений деятельности центра главное — дальнейшее изучение психических заболеваний, развитие мультидисциплинарных биомедицинских исследований, создание патогенетически обоснованных методов диагностики, лечения и прогноза нейродегенеративных и психосоматических заболеваний, разработка научных основ организации психиатрической помощи с акцентом на социальную реабилитацию и профилактику.
Приоритетная задача, по словам директора центра, — интеграция достижений клинической и биологической психиатрии для поиска новых подходов к диагностике, персонализированной терапии и профилактике психических заболеваний, «расшифровка» того, как связаны нейробиологические основы психических заболеваний с особенностями симптоматики.
«Задача наполеоновская, цель сегодня кажется недостижимой, — призналась докладчица, — но к ней надо стремиться». И тут ученым НЦПЗ есть на что опереться: на достижения в области клинической психиатрии, на успехи исследований, ведущихся в 12 лабораториях центра, где представлен целый спектр фундаментальных нейронаук, — генетика, нейрохимия, нейроиммунология, нейроморфология, нейрофизиология, патопсихология и др.
Заболевания в центре изучаются, начиная с молекулярного и генетического уровней и заканчивая организмом в целом. И если раньше исследования состояния пациента были разрозненными (клиницистов интересовало одно, биологов — другое), то теперь разработан и используется общий алгоритм обследования больных с применением лабораторных и инструментальных методов.
Ярким примером результативности такого подхода стала клинико-биологическая концепция шизофрении, за которую в 2021 году коллективу ученых центра была присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Эта концепция имеет не только фундаментальное значение. Были выявлены объективные маркеры тяжести патологического процесса в мозге, благодаря чему получена возможность проводить раннюю диагностику, отслеживать динамику заболевания, предсказывать возможные обострения и оценивать качество ремиссии не только по клиническим показателям. Все это способствует улучшению качества жизни пациентов и снижению экономических затрат на их лечение.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото: https://conf.ncpz.ru

Нет комментариев