Новая терапия вируса Эпштейн-Барр облегчает состояние больных рассеянным склерозом

13.04.2022

Согласно результатам новых испытаний, лечение, предназначенное для борьбы с распространенным вирусом, который часто живет в нашем организме, не проявляя себя, может облегчить ухудшение состояния, вызванное рассеянным склерозом (РС). Новая терапия может даже обратить вспять некоторые симптомы РС.

Клинические испытания фазы 1, проведенные калифорнийской иммунотерапевтической компанией Atara Biotherapy, подтверждают, что латентные инфекции Эпштейн-Барр (ВЭБ) являются жизнеспособными мишенями для лечения рассеянного склероза, по крайней мере, у некоторых пациентов, что подтверждает любопытную связь между вирусом и смертельной болезнью, от которой страдают миллионы людей во всем мире.

Из 24 добровольцев, участвовавших в исследовании, 20 показали признаки улучшения или, по крайней мере, прекращения неуклонного ухудшения своего здоровья. Важно отметить, что не было никаких признаков серьезных побочных эффектов.

Какими бы многообещающими ни казались эти результаты, исследование еще не было рецензировано. Более того, путь от небольших клинических испытаний до одобренного лекарства тернист. Чтобы выявить скрытые риски или продемонстрировать ценность лечения, необходимы годы исследований, основанных на все более разнообразных группах добровольцев.

Но есть веские основания полагать, что нацеливание на спящий вирус может быть ключом к торможению определенного аспекта рассеянного склероза — прогрессирующего распада миелина, «изоляции», защищающей нервные клетки.

Около 95 процентов людей заражаются ВЭБ в какой-то момент своей жизни; вирус, также известный как вирус герпеса человека 4, вызывает болезнь, известную как моно или железистая лихорадка .

Симптомы редко бывают тяжелыми , но вирус остается в организме, готовый к потенциальной реактивации в будущем. Последствия его повторного появления варьируются от безобидных до смертельных, хотя большинство людей не замечают, если ВЭБ появляется снова.

Однако в настоящее время исследования выявили предполагаемую  связь между EBV  и различными аутоиммунными заболеваниями, раком и синдромом хронической усталости / миалгическим энцефаломиелитом (CFS/ME).

Еще в начале 1980 -х годов медицинские исследователи заметили, что чрезмерное количество образцов крови от людей с рассеянным склерозом имеют повышенный уровень антител к вирусу Эпштейна-Барр.

Вопрос о том, как они могут быть связаны , остается открытым, хотя  недавнее лонгитюдное исследование  , опубликованное исследователями из Гарварда, показало, что инфекция EBV «значительно увеличивает риск последующего рассеянного склероза».

Другое  недавнее исследование , проведенное учеными из Стэнфордского университета, показало, что почти у четверти пациентов с РС есть антитела, которые связываются как с белком EBV, называемым EBNA1, так и с белком, вырабатываемым нашей собственной нервной системой, называемым молекулой адгезии глиальных клеток или GlialCAM.

«Часть белка EBV имитирует ваш собственный белок хозяина — в данном случае GlialCAM, обнаруженный в изолирующей оболочке нервов, — говорит иммунолог из Стэнфорда Уильям Робинсон. — Это означает, что когда иммунная система атакует EBV, чтобы избавиться от вируса, она также нацеливается на GlialCAM в миелине».

Эта потеря миелина может быть основной причиной различных симптомов рассеянного склероза. Они варьируются от затруднений при ходьбе до когнитивной дисфункции, онемения и покалывания, а в некоторых случаях — боли, проблем со зрением и даже клинической депрессии .

Почему ВЭБ обманывает иммунную систему одних людей, а не других, неизвестно, хотя генетика может играть некоторую предрасполагающую роль, возможно, затрудняя реакцию их собственных лейкоцитов на повторяющиеся инфекции ВЭБ.

Если постоянное присутствие вируса побуждает иммунную систему некоторых людей атаковать собственный миелин, помощь им в избавлении от инфекции может помочь в лечении симптомов рассеянного склероза. Эта  идея была впервые проверена чуть менее десяти лет назад путем переноса иммунных клеток, нацеленных на ВЭБ, одному 42-летнему пациенту.

Воодушевленные результатами эксперимента, исследователи в Австралии провели более масштабное исследование на 10 пациентах еще в 2018 году, взяв собственные Т-клетки пациентов и обучив их выслеживать зараженные вирусом клетки. С семью из 10 признаков улучшения, потребовалось еще более крупное и тщательное клиническое испытание, чтобы действительно проверить концепцию.

Вместо того, чтобы использовать собственные клетки пациентов, в этом последнем исследовании Atara Biotherapy опиралась на специально отобранные донорские лейкоциты, надеясь, что это может обеспечить более быструю, «готовую» систему доставки.

Названная ATA188, они надеются, что терапия может не только дать пациентам с РС шанс остаться на вершине инфекции EBV и, таким образом, улучшить их симптомы, но и «донорскую модель» можно будет легко масштабировать для охвата большего числа и большего разнообразия пациентов.

Выводы команды представлены здесь.  Исследователи утверждают,  что из 18 пациентов, которые согласились участвовать в более длительном периоде сбора данных, девять сообщили об устойчивом улучшении своего состояния в течение года или более.