Исследователи воссоздали лицо женщины, жившей 45 тысяч лет назад

В 1950 году археологи обнаружили отделенную от туловища голову, погребенную глубоко в пещерах в Чехии. Поскольку череп был расколот пополам, исследователи пришли к выводу, что останки принадлежали двум разным людям. Однако с помощью секвенирования генома, проведенного десятилетия спустя, ученым стало понятно,   что это череп одного человека:  женщины, жившей 45 000 лет назад.

Исследователи назвали ее женщиной Zlatý kůň, или «золотой лошадью» по-чешски, в честь холма над пещерами, где ее нашли.  Дальнейший анализ ДНК показал, что ее геном имеет примерно 3% от неандертальских предков и что Злата Кун была частью популяции людей раннего Нового времени, которые, вероятно, скрещивались с неандертальцами. Ее геном — самый старый геном современного  человека, который когда-либо секвенировался.

После генетических изысканий специалисты решили воссоздать внешность женщины, хоть сколько-то приближенную к оригиналу. Чтобы восстановить образ женщины, исследователи использовали данные, собранные из нескольких существующих компьютерных томографических сканирований ее черепа, которые являются частью онлайн-базы данных. Однако, как и археологи, которые раскопали ее останки более 70 лет назад, современные специалисты обнаружили, что отсутствуют куски черепа, в том числе большая часть левой стороны ее лица.

«Мы считаем, что череп был проглочен животным уже после смерти женщины отметил Сисеро Мораес, соавтор исследования. — Это животное могло быть волком или гиеной».

Чтобы заменить недостающие части, Мораес и его команда использовали статистические данные, собранные в 2018 году исследователями, создававшими реконструкцию черепа. Они также сверились с двумя компьютерными томограммами — современной женщины и мужчины — когда создавали цифровое лицо.

Структура челюсти Златы Кун, как отмечают ученые, ближе к неандертальской. Сильная, крепкая нижняя часть лица — особенность, из-за которой исследователи приняли череп за мужской.

Сильная линия подбородка была не единственной особенностью, которая привлекла внимание специалистов. Они также обнаружили, что эндокраниальный объем, полость, в которой находится мозг, был больше, чем у современных людей.

«Как только у нас появилось основное лицо, мы создали более объективные и научные изображения без раскраски (в оттенках серого), с закрытыми глазами и без волос, — отметил Мораес.  — Позже мы создали умозрительную версию с пигментированной кожей, открытыми глазами и волосами. Цель второй — сделать лицо более понятным для людей».

В результате получилось реалистичное изображение женщины с темными вьющимися волосами и карими глазами.

Результаты работы опубликованы в онлайн-статье.