Астрономы зафиксировали новый тип звездного взрыва — вспышку микроновой

21.04.2022

Международная группа астрономов наблюдала и идентифицировала новый тип звездного взрыва — микроновую.

Используя Очень Большой Телескоп (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO) , исследователи стали свидетелями невиданных ранее небольших термоядерных взрывов на белых карликах , которые длились всего несколько часов. Белый карлик — это плотное ядро ​​звезды, похожей на Солнце, у которой закончилось топливо, но она не взорвалась, как это произошло бы с более крупной звездой.

Когда белый карлик находится в паре с более крупной звездой, он может украсть водород у своего компаньона. В конце концов, этот водород превращается в гелий в результате массивного термоядерного взрыва, называемого новой звездой.

«Такие взрывы заставляют всю поверхность белого карлика гореть и ярко светиться в течение нескольких недель»,  — приводит в пресс -служба ESO слова астронома Натали Дегенаар из Амстердамского университета — соавтора исследования.

Но при анализе данных со спутника NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) исследователи наблюдали яркие вспышки, которые длились всего несколько часов на поверхности звезд. Используя ESO VLT, они подтвердили, что эти небольшие взрывы были новым типом новой, происходящим в определенных областях белых карликов.

«Впервые мы увидели, что синтез водорода также может происходить локализованно. Водородное топливо может содержаться в основании магнитных полюсов некоторых белых карликов, так что синтез происходит только на этих магнитных полюсах — говорит астроном Пол Грут из Университета Радбауд в Нидерландах. — Это приводит к взрыву термоядерных бомб, мощность которых составляет около одной миллионной силы взрыва новой звезды, отсюда и название микроновая».

Несмотря на термин «микро» в названии, микроновые по-прежнему являются чрезвычайно мощными взрывами. Исследователи предположили, что одна микроновая сжигает около 20 000 000 триллионов килограммов, что эквивалентно 3,5 миллиардам Великих пирамид Гизы.

Хотя ученые до сих пор наблюдали только три таких события, исследователи считают, что микроновые могут регулярно происходить по всей галактике и просто ускользать от обнаружения.

«Эти явления на самом деле могут быть довольно частыми, но из-за того, что они настолько быстры, что их трудно поймать в действии», — говорится в заявлении астронома Симоны Скаринги из Даремского университета в Великобритании, которая руководила исследованием.

Таким образом, команда надеется использовать крупномасштабные исследования, чтобы найти и изучить больше микроновых.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Фото: eso.org